Подарив огонь, научи гореть
Приемные родители сядут за парты 1 сентября
Детей в этих семьях документально не усыновляют (хотя по прошествии нескольких лет такие случаи не исключение). Родители-воспитатели получают от государства небольшое вознаграждение — около 9 тысяч рублей, 20 процентов от этой суммы добавляется за каждого последующего ребенка. Одна «профессиональная» семья может взять под свое крыло не более 8 воспитанников. Ребята, достигшие 18 лет, покидают родное гнездо, имея право на выходное пособие и собственное жилье. Вот, пожалуй, и все, что роднит их с теми, кому приходится расти в стенах казенных учреждений. Но главное — у них есть мама и папа.
Трудности первого шага
В решении стать приемными родителями особенно важен первый шаг, зато, если он удается, как правило, следует продолжение. Для помощи таким семьям в 2004 году приказом губернатора был создан областной Центр семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди успешных проектов — школа приемных родителей: с 1 сентября за парты отправятся все кандидаты.
Желающие стать «профессиональными» папами и мамами проходят обязательные тестирование, собеседование с психологами, которые должны разобраться, что за человек берет на воспитание ребенка, и одновременно помочь до конца понять всю серьезность предстоящего события. Ведь дети, которые придут в дом, непростые, со сложностями в развитии, как психическими, так и физическими. К примеру, семья из Венгерово взяла на воспитание девочку с сожженным родной матерью пищеводом — поила малышку водкой, чтобы больше спала, да еще и с косоглазием. Родители купили для дочки козу (молоко целительно), сделали операцию. Сейчас живой, подвижный ребенок успешно учится.
Лоцман по подводным камням
Специалисты школы выезжают в районные центры с семинарами и лекциями по детской психологии, консультируют родителей по юридическим вопросам, проводят трехдневные сессии с двухмесячным перерывом, чтобы ученики смогли применить полученные знания на практике.
Александр Невзоров, начальник отдела образовательных технологий, поясняет, что образовательная программа направлена, прежде всего, на то, чтобы конфликты, время от времени вспыхивающие в замещающих семьях, не заходили слишком далеко.
Родители узнают навыки эффективной коммуникации, ведь у деток бедный словарный запас; учатся разговаривать с ребенком, задавать вопросы, чтобы понять, почему он вдруг начинает врать, прятать еду, воровать.
Подводные камни встречаются всюду. Сироты часто не умеют элементарных вещей: чистить зубы, завязывать шнурки или пить из чашки. Периодически убегают к лишенным родительских прав мамам, потому что любят предавших их.
Свои нюансы возникают и в школах, ведь большинство ребят отстают в развитии. Особенно обостряются проблемы в подростковом возрасте.
Добавляет масла в огонь и социум: соседи упрекают, мол, берут детей из-за денег, да еще каких! Понятно, что «приемыши» становятся участниками подобных разборок.
Любите таким, какой есть
Специалисты утверждают, что первое время в новой семье ребенок, как правило, ведет себя идеально — хочет понравиться. Но стоит ему почувствовать, что родителям можно доверять, перестает «играть в хорошего» и становится самим собой. И новое лицо не каждому нравится.
Задача педагогов — объяснить, что такому поведению можно только радоваться, это свидетельство доверия маленького члена семьи. Но многие, вместо того чтобы принять его таким, каков он есть, начинают борьбу, которая нередко заканчивается возвращением воспитанника в детский дом. Двойное предательство дети не прощают. Итог — покалеченная судьба.
От сессии до сессии
По словам преподавателей, сначала родители приходят на семинары «колючие», всего стесняются. Но уже после первой сессии картина меняется: начинают общаться, откровенничать.
Занятия часто организуют в форме игры, доверительного разговора; типичные проблемы поведения обсуждаются в малых группах. Для более непринужденного общения усаживаются в круг. Предлагается, к примеру, ситуация: мальчик пришел домой нетрезвым. Присутствующие озвучивают несколько вариантов решений, создавая своеобразный кейс — копилку опыта. Чем больше «копилка», тем увереннее чувствуют себя мамы и папы.
Еще одна удача школы — Сообщество приемных родителей. Находятся две-три энергичных мамочки, которые организуют вокруг себя группу, проводят встречи, семейные праздники. В Венгеровском районе, к примеру, оформили специальную площадку, куда все выезжают отдыхать.
И страшен этот мир
Став совершеннолетними, дети вылетают из ставшего родным гнезда, отравляясь либо учиться, либо трудиться. Огонь домашнего очага, тем более деревенского, творит настоящие чудеса: они выходят совершенно адаптированными к жизни. Умеют обед приготовить и дров наколоть, картошку посадить и за скотиной присмотреть, а значит, смогут обеспечить себя и свои будущие семьи. Связь с приемными родителями не прерывается. В Тогучинском районе, например, на слуху история семей двух сестер — Одарич и Бирюлиных, воспитавших больше десятка ребят. Став взрослым, кровный сын одной сестры женился на приемной дочери другой. У «молодых» выросли свои дети и даже появились внуки.
Взять на себя ответственность за судьбу маленького человечка, лишенного материнского тепла, решится далеко не каждый. Никакие деньги не возместят нервных, физических и моральных затрат. Зато обязательно придет время, когда затраченное тепло возвратится сторицей — благодарностью молодых людей, чью судьбу изменили к лучшему.