«Уметь остановиться, когда «заносит»
Редакция «Советской Сибири» наградила лауреатов и участников конкурса «Народный учитель»
По итогам редакционного конкурса «Народный учитель — 2012» одним из лауреатов стала учитель начальных классов Новосибирской школы-интерната с углубленным изучением предметов спортивного профиля Марина КАРПОВА. За чашкой чая гостья «Советской Сибири» рассказала о некоторых моментах педагогической работы, о публичном и личном и о том, что часто остается за кадром рабочего дня.
Символично, что в качестве призов победительницам конкурса решили вручить электронные книги. Ведь учительство и книга — понятия почти синонимичные. А с образом педагога нового технологичного века ассоциируется, конечно же, электроника. Подарок, по словам Марины Карповой, пришелся как нельзя кстати — книжку такую давно хотелось купить, а руки все никак не доходили. С интересом электронную книгу рассматривала и младшая дочь Марины Владимировны — старшеклассница Ксюша. Она пришла в редакцию вместе с мамой, ведь победа в конкурсе «Народный учитель» для семьи Карповых — общая радость.
В основе — интерес
— Марина Владимировна, сегодня труднее работать учителем, чем, скажем, десять лет назад? Постоянно надо что-то осваивать — новые технологии, методики, стандарты, знать не только содержание программы, а в десять раз больше…
— Вопрос не в том, что трудно. Простой пример: постижение компьютерной грамоты, да что там — набор обычного текста представлялись для меня чем-то непостижимым. А факт внедрения в образовательный процесс новых технологий звучал как приговор моей педагогической деятельности. Но благодаря социальным сетям, а вернее, потребности общаться в Интернете с моими бывшими учениками я быстро освоила компьютер. Это на самом деле оказалось не так уж и трудно, тем более что был искренний интерес. Тот же принцип работает на уроке в школе: заинтересовал ученика — будет и результат.
Сообщение о конкурсе «Народный учитель» сначала появилось в электронном дневнике нашей школы. На конкурс мою кандидатуру выдвинули родители моих бывших выпускников-хоккеистов, ныне семиклассников. И пошел шквал откликов. Идею подхватили все. Ведь моим первым ученикам уже по 37 лет, со многими мы поддерживаем теплые отношения, семьями дружим, переписываемся в социальных сетях.
— Помогают новые образовательные стандарты?
— Я когда их прочитала, подумала: это же про меня! Как было раньше: открыли книгу, прочитали, выучили, сдали. Сейчас надо помочь школьнику найти знания самостоятельно. Совершенствоваться, учиться приходится и самому учителю. И в этом я вижу для себя самое ценное — непрерывно пополнять собственный багаж знаний и преподносить их на уроке так, как будто всю жизнь знал, хотя прочитал сегодня ночью.
— А бывает так, что вы не знаете, как ответить на вопрос ученика?
— В этом случае я предлагаю вместе найти ответ. Те ресурсы, которыми сегодня обладают наши школы, позволяют работать на уроке не только со словарями и учебниками. В нашем распоряжении весь объем знаний в Интернете. Но в начальной школе ребята должны научиться пользоваться книгами в поисках ответов на свои вопросы. Тем учитель начальных классов и отличается от обычного предметника, что должен в первую очередь научить видеть книгу, рассуждать, заинтересовать учебой. В том числе и собственным примером.
Человеческий фактор
— Вы мысленно проводите параллели с тем временем, когда сами ходили в школу?
— Что касается процесса обучения, условий, в которых учатся современные школьники, то изменилось все. И какие-либо параллели проводить трудно, да и бессмысленно. Что вечно, так это построение взаимоотношений между учеником и учителем. К примеру, возникают ситуации, когда учителя «заносит». У него же власть. Ее, как говорят, у педагога бывает больше, чем у премьер-министра. В такие минуты перед глазами и возникает картинка: я в первом классе. Что я переживала, если учитель был неправ. Это не забывается и спустя сорок лет. В такие моменты главное — вовремя остановиться.
— Марина Владимировна, вы — мама троих детей, у вас замечательная дружная семья. Изменилось ли отношение к собственной педагогической деятельности после того, как у вас появились дети?
— Могу с уверенностью сказать, когда я повела своего первого ребенка в первый класс, мне пришлось пересмотреть свои профессиональные ориентиры. Появился родительский опыт. Я стала смотреть на вещи глазами не только педагога, но и мамы. Как ребенок провел день, как к нему относились, защитили в конфликтной ситуации или нет? И поверьте, такие метаморфозы происходят со всеми учителями.
— Часто приходится переживать по поводу того, в какие руки попадут ваши ребята, перейдя в среднее школьное звено?
— К сожалению, нет механизма передачи ребенка со всеми его особенностями, склонностями от одного педагога другому. Поэтому и происходит так, что ученик учился в начальной школе хорошо, а перешел в пятый класс и съехал на тройки. В его жизни появились сразу несколько новых учителей, у которых по объективным причинам нет времени заниматься с каждым индивидуально. Поэтому очень важно, чтобы родители поддерживали школьника на этом переходном этапе.
Сюрпризы в каждом выпуске
— Вам признавались дети в своих чувствах? Как они вас называют?
— Я рада, что смогла стать для ребят старшим другом. Так и говорят.
— Помните свой первый выпуск?
— Конечно, помню всех, по именам и фамилиям. И не только первый выпуск, который состоялся в 1984 году. Очень интересно наблюдать, как мои бывшие четвероклашки заканчивают одиннадцатый класс, как потом встают на крыло. Среди моих первых учеников есть состоявшиеся в профессии врачи, бизнесмены, юристы, есть и учительница начальных классов. Я, к слову, решила стать учителем тоже в первом классе.
— Бывали ли в вашей практике сюрпризы: невероятный проказник вырос в большого начальника?
— У меня в каждом выпуске такие сюрпризы (смеется. — Ред.). И знаете, что интересно: с бывшими двоечниками мы всегда становимся самыми большими друзьями. Может, еще и потому, что возиться с такими ребятами пришлось больше. Они пишут потом самые теплые слова.
— Вы учите хоккеистов. Пацанов в классе — тридцать человек. Трудно? Говорят же, что спортсмены не склонны к прилежной учебе...
— Это миф. На самом деле спортсмены — настоящие трудоголики. Они умеют концентрироваться на достижении результата. Все зависит от наставника, учителя. Дисциплина в хоккейном классе железная. Но строится она не на системе наказаний и поощрений, а на строгой любви.
— За кадром ежедневных школьных уроков остается многочасовая подготовка к каждому занятию, плюс традиционная проверка тетрадок и так далее. Как удается выкроить время на себя любимую?
— Вы правы, работать приходится даже дома. Кухня — рабочий кабинет, все обложено тетрадками. Время на себя? Учитель должен держать форму. У меня мальчики. Казалось бы, дети, но они уже замечают: «Ой, вы сегодня покрасились! Ой, у вас новое платье!» Это ко многому обязывает. Мальчишки любят молодых, энергичных. Стареть в их глазах, конечно, не хочется. И потом, казалось бы, 30 школьных лет за плечами, опыт наработан, но каждый день появляется что-то новое, надо шагать дальше, учиться. Так что терять форму никак нельзя.
ДОСЛОВНО
Макс ЛАУЭ:
— Подлинное образование — это то, что осталось у человека после того, как он все забыл.