USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Виртуальность как реальность

Павел КРАСИН
Схематическое изображение того,  что сканируют приборы, сразу попадает  на экран компьютера. Фото Павла КРАСИНА
Схематическое изображение того, что сканируют приборы, сразу попадает на экран компьютера. Фото Павла КРАСИНА

Трехмерные модели помогут сибирякам в строительстве зданий и укладке дорог
В условиях мегаполиса перед архитекторами стоит непростая задача: как разместить небоскребы и развязки, не нарушив при этом облик города? Для того чтобы облегчить работу строителей и проектировщиков, разработана технология трехмерного сканирования объектов — как природных, так и рукотворных. На днях специалисты Сибирской государственной геодезической академии (СГГА) провели пробное 3D-сканирование улиц Новосибирска.

Километр за километром
Эксперты предполагают, что уже через несколько лет без 3D-технологий будет невозможно представить себе любые проектные работы.

— Проектирование зданий и дорог по идее должно осуществляться непременно в формате 3D, — утверждает проректор по научной и инновационной деятельности СГГА Владимир Середович. — Нормы этого пока не требуют, хотя именно 3D-технологии позволяют получить абсолютно достоверную картину строения или местности. Ведь 3D-модель можно совершенствовать до бесконечности — ее деталировка зависит от задач. Чтобы посмотреть, как здание впишется в архитектурный облик города, нужна очень сложная модель, а для отслеживания природных процессов на местности подойдет более простая.

Как же работает 3D-сканер? Комплект оборудования состоит из специальных сканеров, видеокамер и спутниковых приемников, работающих в российской системе спутниковой навигации ГЛОНАСС. Специалисты СГГА отмечают, что без поддержки ГЛОНАСС работать в городских условиях было бы намного тяжелее.

Система очень компактна — для ее размещения подходит любой автомобиль с габаритами внедорожника. Все оборудование работает в процессе движения автомобиля — пока он едет по трассе, приборы собирают и снимают картинку. Скорость машины может достигать 120 км/ч, но точность при этом не теряется — на отрезке в 150 метров погрешность не превышает пяти миллиметров. Собранная информация попадает в компьютер, который сразу же выдает простую трехмерную модель окружающего пространства. Чтобы получить модель фотографического качества, данные нужно дополнительно обрабатывать — этим займутся специалисты СГГА. Ученые отмечают, что все объекты на полученных моделях полностью вписаны в мировую систему координат.

За два дня ученые проехали 500 километров по Новосибирску и области. В день система собирала по 500 гигабайт данных — такой огромный объем сможет вместить не каждый современный компьютер. Как отмечает Владимир Середович, не обязательно сразу перерабатывать весь массив данных, они могут храниться сколько угодно, пока в них не возникнет необходимость.

Пробный шар пущен, ждем остальных
В тестовый период с помощью системы удалось сканировать немало важных объектов: аэропорт Толмачёво, вокзал Новосибирск-Главный, площадь Свердлова и строящееся здание филармонии. Лазерное сканирование запечатлело здания Академпарка, биотехнопарка, промышленно-логистического парка, а также «Новосибирск Экспоцентр» и Северный объезд со всеми развязками. Полученные модели планируется разместить в Интернете, чтобы с ними могли ознакомиться жители всего мира, а не только нашей области. Кроме того, все эти данные будут использоваться в дальнейшей работе на площадках.

— Как средство метрического контроля эта система поможет нам сэкономить значительные средства, — отмечает Анатолий Дюбанов, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. — Например, с помощью этой системы мы сможем с максимальной точностью сказать, сколько бетона пойдет на опоры для дорожной развязки. Архитектурное проектирование и дорожное строительство — это приоритетные задачи, и здесь есть перспективы развития.

Сверхсовременные технологии обойдутся области недешево — минимальный комплект оборудования для 3D-сканирования стоит 30 миллионов рублей. Однако Анатолий Дюбанов уверен: региональное правительство примет решение о покупке этой системы до конца года. Кроме того, будет сформирована программа по развитию 3D-технологий в строительной отрасли.

ФАКТ
Стоимость оборудования для 3D-сканирования может достигать 100 миллионов рублей.

Фотографии статьи
Схематическое изображение того, что сканируют приборы, сразу попадает на экран компьютера. Фото Павла КРАСИНА