Сибирский Фрэнк Синатра
Музыкант Пётр Ржаницын был талантлив во всем — таким его помнят новосибирцы
В эти августовские дни многие, кто знал этого замечательного музыканта, вспомнят его добрым словом и с грустью отметят, что с его уходом джазовая, да вообще вся эстрада Новосибирска осиротела. Большое видится на расстоянии, сказал поэт, и с каждым годом личность Петра Ржаницына удаляется, но не затушевывается во времени, а кристаллизуется, что ли: он вспоминается как человек колоссального обаяния, как выдающийся музыкант с прекрасным голосом, неповторимым тембром и удивительной манерой пения.
Даешь джаз!
Многие годы мне довелось знать довольно близко этого самородка. Никогда не забуду, как в начале 70-х в кафе «Эврика» мы увидели и услышали замечательный квартет молодых музыкантов, среди которых выделялся солист со своеобычной манерой исполнения и безукоризненным музыкальным вкусом. Пётр буквально влетел в обойму лучших джазовых музыкантов, а в то время были настоящие, высочайшего уровня исполнители. Да было и для кого играть: молодежная аудитория буквально кипела страстями: джаз, битлы, рок — это все было настолько свежо, молодо, задорно, что попасть в любое кафе, ресторан, особенно когда играл джазовый квартет Петра Ржаницына, было совсем не просто. За кажущейся легкостью, с какой этот молодой и еще далеко не опытный музыкант завоевывал авторитет среди своих коллег, на самом деле скрывались занятия басовым репертуаром, поиски новых возможностей инструмента и чтение зарубежной музыкальной литературы.
Особенно близок был ему выдающийся американский певец Фрэнк Синатра. Пётр мог часами слушать, запоминать, исполнять для себя полюбившиеся шлягеры Фрэнка, и очень скоро ему удалось приблизиться к великому мэтру настолько, что в своей среде его стали называть сибирским Синатрой. Он пел и играл всегда с полной отдачей, как в последний раз. Глубина, искренность исполнения и желание порадовать слушателей всегда заканчивались для него бурными аплодисментами. Пётр старался выдать все по полной программе и никогда не мог позволить себе в игре даже малейшей небрежности. Всегда был собран, всегда находился в абсолютной власти исполняемой музыки. Он творил на эстраде праздник. Там, где играл Пётр, неизменно были аншлаги и полная гармония слушателей и музыкантов.
Жизнь без врагов
Пётр обычно был немногословен, всегда внимательно выслушивал собеседника до конца, не перебивал, и его комментарии по обсуждаемой теме были не только лаконичны, но и всегда ложились в тему. В ремарках отражались глубина мысли и знание предмета разговора. Чаще всего беседы были о музыке. Пётр всегда говорил очень открыто, не скрывая от собеседника ничего. И это качество он пронес по жизни.
У него не было врагов. Он никогда не вступал в дискуссии, был до педантизма скуп в своих эмоциях, не старался никого перестроить, вместе с тем был очень независимым и гордым. В быту — неприхотлив. Его не особенно волновали материальные ценности, он никогда не хотел иметь машину или дорогую одежду. Но в вопросах музыкальных он был чрезвычайно разборчив: всегда у него были лучшие инструменты, микрофоны, струны — он не терпел даже средней планки, когда дело касалось главного в его жизни — музыки.
Надо полагать, что в основе всех этих замечательных качеств Петра были воспитание, внутренняя культура и нежелание причинить даже малейшей неприятности человеку. По этим же причинам он легко пропускал через себя потоки информации, отсеивая все лишнее, не оставляя в себе.
Вера в свой дар
У него был стержень — огромная вера в себя, в свой дар музыкальности. Его уважали, ценили, любили тысячи людей, он был безусловным баловнем и всеобщим любимцем. Участник множества фестивалей различных уровней, он переиграл со всеми звездами не только нашего бывшего Союза. Многих известнейших зарубежных исполнителей знал лично и со многими поддерживал творческие и дружеские отношения.
Он всегда был в труде: занят разучиванием нового репертуара, новых тем, мелодий. Он умудрялся находить и запоминать редчайшие и уникальные вещи. В своем постижении творческих вершин он удивительно мог влиять на людей и обстоятельства. Ему всегда чего-то не хватало, и он всю жизнь стремился к совершенству, открывая что-то новое. Незадолго до ухода Пётр занимался воплощением своего грандиозного замысла — воссозданием цикла концертов, посвященных вокалу The Beatles. К сожалению, ему удалась только небольшая часть задуманного — несколько концертов, посвященных творчеству Джорджа Харрисона, которые проходили при аншлаге, под мощным воздействием лирики замечательного исполнения. Память об этих выступлениях у музыкантов и слушателей живет до сих пор.
Незадолго до своей трагической кончины Петру удалось создать совершенно триумфальный квартет. Это были две гитары плюс его гитара-бас и вокал, а также перкуссия. Вообще он все делал основательно, талантливо, все его проекты были на редкость высокохудожественными и профессиональными.
Ушел он в полном расцвете сил — ему было 54 года. Пётр Ржаницын прожил яркую и красивую жизнь. Пусть его неповторимый голос звучит для нас долгие годы на недосягаемой высоте. Творчество этого уникального человека, музыканта, нашего земляка останется одной из самых ярких страниц в истории Новосибирска.
МУЗЫКАНТЕ
Пётр «Петруччио» Ржаницын родился в 1949 году. С семи лет обучался игре на скрипке. В 1968 году Пётр окончил школу-десятилетку при Новосибирской государственной консерватории по классу скрипичного альта у известного педагога Л.М. Сквирского. Благодаря прекрасной музыкальной подготовке и эрудиции самостоятельно освоил бас-гитару и домру. В 1971 году был принят в оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения. Работая в оркестре, Пётр увлекся джазом. Играл со многими известными музыкантами. В 1995 году Пётр создал первый в Сибири концертный коллектив «Сибирский джазовый проект». В 1996 году «Проект» был приглашен на международный фестиваль в Дрезден, где его высокое исполнительское мастерство было отмечено прессой и признано значительным вкладом в развитие нового джазового направления. Последовавшие за этим проекты Ржаницына также очень высоко оценены музыкальным сообществом. Яркая жизнь музыканта внезапно оборвалась. Ему было всего 54 года.