USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Бездомная трезвость

Марианна ДАНИЛОВА
Зачем медицине такие,  с позволения сказать, больные? Фото Павла КОМАРОВА
Зачем медицине такие, с позволения сказать, больные? Фото Павла КОМАРОВА

Кажется, не так давно утихли разговоры о так называемом упразднении вытрезвителей, а уже ходят слухи о предполагаемом возврате данных учреждений. Ситуацию комментирует заместитель председателя комитета Государственной думы по охране здоровья граждан, председатель Ассоциации врачей Новосибирской области, заслуженный врач РФ Сергей ДОРОФЕЕВ.

На самом деле медицинские вытрезвители, конечно, никто не закрывал. Забота о злоупотребивших алкоголем гражданах была передана в полное ведение здравоохранения, когда в ходе реформы Министерства внутренних дел (МВД) это ведомство освобождали от несвойственных ему функций. Сегодня звучат инициативы из регионов о необходимости возобновления работы медицинских вытрезвителей в структуре МВД. Насколько реальна эта перспектива и в каком виде могут в будущем функционировать «дома отрезвления»?

Нужен совет практиков
— Сергей Борисович, обсуждают ли инициативы по возврату вытрезвителей в систему МВД в Государственной думе? Выходит, борьба за трезвость — вопрос не медицинского, а правового характера?

— Медицинское присутствие в системе вытрезвителей было и раньше, другой вопрос, что из этой системы ушло полицейское участие — эта структура устранилась от соблюдения определенного порядка в данных специфических учреждениях, а это неправильно.

Мы в комитете по охране здоровья Госдумы этот вопрос неоднократно ставили на обсуждение и пытались его решить. С предложениями рассмотреть и изменить ситуацию к нам обращались депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. В ближайшее время совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации мы планируем скоординировать данную работу, в том числе провести совещание с участием главных врачей, в медучреждениях которых оказывают неотложную помощь, руководителей центральных районных больниц, а также городских департаментов здравоохранения и представителей МВД. Очень важно, чтобы в диалоге по этому вопросу участвовали руководители разного ранга и уровня. Так мы надеемся пресечь практику «один решает — остальные критикуют» и обсудить вопрос с участием специалистов. К сожалению, когда принимали решение о передаче, с нами, практиками, не советовались.

В больницу поспать?
— К чему привели изменения? Почему, по вашему мнению, сегодня звучат предложения вернуть вытрезвители в ведомство МВД?

— Основная проблема сегодняшней ситуации в том, что с передачей полномочий в систему здравоохранения не передали здания, в которых располагались данные учреждения. На практике эта материальная база осталась у МВД, а функции медвытрезвителей перешли в приемные покои лечебных учреждений.

Кроме того, далеко не во всех медучреждениях есть охранные структуры, которые помогали бы поддерживать порядок. Большая часть людей, попадающих в вытрезвители, в медицинской помощи по сути не нуждается — им просто нужно выспаться и протрезветь. Предоставлять такую возможность — совсем не задача медучреждений, скорее это дело социальных служб. Отягощает ситуацию и то, что человек, принявший большую дозу спиртного, как правило, неадекватен в своих действиях. Чтобы справиться с разбушевавшимся выпивохой, нужна мужская сила, желательно — присутствие человека в погонах. В медицинских учреждениях у нас этого нет. Думаю, для разрешения сложившейся ситуации можно найти даже не законодательное, а чисто административное решение — соответствующий совместный приказ двух министерств — МВД и Минздрава.

Рассортировать и развезти
— В каком виде, по вашему мнению, должны существовать вытрезвители? Возвращаться к прежней системе вряд ли имеет смысл...

— В больших городах они могли бы функционировать в виде базовых вытрезвителей, в которые доставляли бы граждан в состоянии сильного алкогольного опьянения, нуждающихся в усиленном медицинском и полицейском наблюдении. Такие опорные пункты, на мой взгляд, должны быть в каждом крупном населенном пункте региона, в особенности в областном центре.

Еще вариант — обустроить специализированные отделения в наркологических диспансерах. Это могло бы быть уменьшенное подобие медвытрезвителей, где в круглосуточном режиме врачи-наркологи оказывали бы гражданам в сильном алкогольном опьянении квалифицированную специализированную помощь. Но для этого опять же нужна охрана, дополнительные площади и соответствующие расходы. И вопрос, кто будет за это платить, остается открытым. Раньше в вытрезвителях была такая система: проспался человек, ему выписали счет, он сам его оплатил.

Кроме того, необходима четкая градация для полиции: кого, в каком состоянии и куда везти. Раньше всех сначала везли в медвытрезвители, а там уже «сортировали». Сегодня всех без разбора доставляют в приемные покои учреждений здравоохранения. Нетрезвые люди — это весьма специфический контингент, их нельзя направлять туда, куда люди обращаются за медицинской помощью, это может быть попросту опасно. Ведь в приемных покоях могут находиться дети или пациенты с травмами. Я считаю, что в медучреждения следует доставлять только тех, кому реально требуется медицинская помощь, а не всех, кто захмелел. Если человеку просто необходимо выспаться, возможно, ему лучше попасть в учреждение службы социальной помощи, а, быть может, его нужно просто отвезти домой. Причем думаю, что к такой «сортировке» не надо обязательно подключать медиков — достаточно разработать определенный порядок с квалифицирующими признаками.

— Специалисты говорят, что алкоголезависимых граждан становится год от года меньше. На ваш взгляд, насколько проблема пьянства актуальна для Новосибирской области?

— Настолько же, насколько и для других субъектов Российской Федерации. Пьют где-то больше, где-то меньше, но система вытрезвителей должна быть. Сейчас ее по сути нет, и крайними оказываются медицинские работники — пока, кроме как к ним, выпивох везти просто некуда.