Наши боевые-тыловые декабри
Закрывая страницу юбилейного марафона, вспоминаем, a чём писала «Советская Сибирь» под Новый год с 1941-го по 1945-й
В тяжелейший период нашей истории первые полосы областной газеты в декабре всегда были посвящены успехам наших бойцов на фронте. Как менялся тон публикаций от года к году?
Заголовки в газете от 19 декабря 1941-го: «По пятам отступающего врага», «Враг несет большие потери», «Джигиты Киргизии идут бить врага», «Наступление успешно развивается».
1941–1942. Лыжи для фронта и стахановцы
В заметке «Трофеи наших войск при взятии города Калинина» говорится, что советским войскам удалось отбить у немцев девять самолетов, 18 радиостанций, 47 мотоциклов и 12 500 мин, 303 пулемета, около тысячи автомашин и 31 танк. В целом сообщения не то чтобы скупые — они передают общее настроение советского народа на тот момент: минимум эмоций, максимум собранности — «все для фронта».
Перевернешь страницу — призыв усилить темпы хлебосдачи, успехи кемеровских горняков. Вот, в частности, знатный забойщик, коммунист Свиридов, работавший на шахте «Центральная-Ирмипо» вместе с Алексеем Стахановым в ту пору, когда зарождалось стахановское движение, «нарубил на днях 30 тонн угля вместо 18 тонн по норме. В дни войны тов. Свиридов систематически выдает по две нормы в смену».
Все — и на поле, и в шахте — обсуждают успехи Красной армии. В Новосибирске собирают лыжи для фронта: «Всего к концу вчерашнего дня по Новосибирску было собрано семь тысяч пар лыж. Больше всего их собрано по Центральному району — 1.435 пар и Кагановичскому — 1.300 пар. Значительно усилили работу по сбору лыж Октябрьский и Заельцовский районы».
Тем временем театры продолжают работать: в ТЮЗе идет «Тимур и его команда», в «Пионере» — «Песнь о любви» и анонс — скоро покажут фильм «Трактористы».
А уже перед Новым годом, 30 декабря 1941-го, в передовице: «Семья народов СССР — единый, неделимый лагерь». И нет, не возникало у читателей негативных ассоциаций со словом «лагерь».

Впрочем, пишут и о проявлениях, мягко говоря, непорядочного отношения некоторых колхозников к общему делу. В заметке «Зерно в отходах» сообщается, что колхозы Болотнинского района остаются еще в большом долгу у государства по хлебосдаче: «Так, по Большереченскому, Корниловскому и Ачинскому сельсоветам обязательства выполнены всего лишь на две трети. Колхоз имени Горького, которым руководит Радько, за последнюю пятидневку не сдал ни одного килограмма. 170 центнеров хлеба здесь задержали под видом «отходов». В артели «Правая Сосновка» в «отходах» обнаружено 340 центнеров хорошего зерна...»
Зато на пороге Нового года на 13 дней раньше срока закончил выполнение годового плана областной трест молочной промышленности. Сверх плана выработано 200 тонн сливочного масла и много других молочных продуктов. В число передовых молочных заводов вошло и предприятие из Новосибирска.
И опять приглашают театры: 1 января на вечер юмора зовет кукольный театр имени Образцова и его же «Волшебная лампа Аладдина». А уж 31 декабря — время подарков: журналисты пишут об отправленном фронтовикам обозе с хлебом от коченевских колхозников, о том, как расселяют вновь прибывших эвакуированных и устраивают их на работу, под заголовком «Пусть чувствуют себя как дома».
Выходит рецензия на антифашистский фильм о бравом солдате Швейке от режиссера Сергея Юткевича — «Боевой киносборник № 7».
1942–1943. «Запрет» на ёлки и «Большевик»
В 1942 году в номере от 29 декабря на передовице выходит целый цикл небольших заметок, озаглавленных «Множатся новогодние подарки бойцам Красной армии». Заводчане-стахановцы делают двойные нормы, эвакуированные заводы ударно работают, соревнуются между собой в успехах и «подтягивают» отстающих. В том числе активно вступают на рабочую вахту женщины — они становятся за станки, рубят уголь, сеют и пашут.

В новосибирском ТЮЗе идет постановка «Большевик», в кинотеатре «Октябрь» показывают звуковой американский фильм «Три мушкетера». Нередко в газете пишут о рацпредложениях и научных открытиях. Например, в номере от 20 декабря — статья об изобретенном во Всесоюзном институте животноводства «Лактогене» — препарате, повышающем удои, — от кандидата биологических наук Михаила Лапинера. Во время войны продолжалось зарыбление водоемов и строились планы на рыбозаготовление.
А в школах, детсадах и других детских учреждениях перед Новым годом ввели специальную форму для пожароохраны — нужно было сообщать, где и как установлена елка, количество приглашенных детей и фамилию ответственного лица. Без всех этих данных устраивать праздник, разумеется, запрещалось. Но запрета как такового на елочные утренники НЕ БЫЛО!
А уже в 1943 году, 20 декабря, выходит статья «Сибиряки должны стать лучшими лыжниками страны» (помните, мы собирали лыжи для фронта?). В ней прославляются боевые победы солдат-лыжников, а новосибирские спортсмены-орденоносцы, участники боев, призывают молодежь вставать на лыжи и подготовить для фронта новые резервы бойцов-лыжников, потому что они без дорог, преодолевая сугробы, легко могут устраивать диверсии в тылу врага.
Между тем в Доме науки и техники проходят шахматные турниры на звание чемпиона области. Потому что важно не просто быть физически крепким, чтобы победить врага, — важно быть умнее его. И это понимали все советские люди. Кстати, на исходе 1943-го борьба развернулась между чемпионом Ройтманом и чкаловцем Репкиным.
1944–1945. И дети рождались, и школы ремонтировались

«Вступая в 1945 год…» — озаглавлена статья в передовице за 30 декабря 1944 года. «Мы прожили его в напряженной борьбе, горячем труде для победы. Огненной летописью войдет в века минувший год, год полного изгнания немецко-фашистских варваров из пределов нашей страны, — говорит статья. — Вместе со всей страной могучим плечом подпирала Красную армию далекая от линии фронта Сибирь. Она посылала в бой свои полки. Она воевала и строила. Она била врага своими пушками, танками, минометами. Ни на минуту не умолкал в сердце сибиряка призыв «Все для фронта! Все для победы!»… Близок час торжества нашего правого дела! И вступая в новый, 1945 год, советская социалистическая Сибирь дает клятву Родине — удесятерить усилия на трудовом посту и под священным знаменем Ленина-Сталина уверенно и твердо итти (старая норма орфографии. — Прим. авт.) к окончательной победе над врагом!»
Все это время войны, несмотря на трудности и тревогу за будущее, бытовая жизнь Новосибирской области шла своим чередом: в полях проводились работы по снегозадержанию, туда так же регулярно вывозился навоз, хлеб скрупулезно убирался и отправлялся в том числе на фронт.
И дети рождались. И ходили в детские сады и школы, которые регулярно обновлялись и ремонтировались.
АКТУАЛЬНО
EUR 92.4742 