Закрыть, забыть или сохранить?
В самом крупном сельскохозяйственном районе области — Краснозёрском — закрыли профтехучилище, готовившее рабочие кадры для села
За более чем полувековую историю в Лобинском СПТУ-80 только на дневном отделении профессионально обучили почти 13 тысяч механизаторов, водителей, электромонтеров и рабочих других востребованных в селе и городе специальностей. Подготовленных рабочих кадров на курсах и по договорам на базе училища чуть меньше.
Количественная победа
О том, что профучилища области станут объединять по кустовому принципу и, следовательно, их число сократится, было известно и раньше. Интрига была в другом: какие из училищ канут в лету, а какие останутся. Речь не шла о качестве подготовки учащихся в том или ином училище и производственных базах учебных заведений. Если бы так, то учли бы, к примеру, что в прошлом году в Купино на олимпиаде профессионального мастерства среди учащихся сельских ПТУ в рамках конкурса по специальности «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» победил Алексей Донцов как раз из Лобинского СПТУ-80. Сработала простая арифметика. Набор учащихся в Лобинское училище за последние годы был меньше, чем в аналогичном учебном заведении Доволенского района. Это и стало определяющим.
Не торопимся ли мы опять с сокращениями? В 90-х годах местные власти рабочего поселка Краснозёрское начали массово избавляться от детских садов, наполняемость которых была невысокой. На эти решения требовалось согласие депутатов поселкового совета: я, тогда являвшаяся его депутатом, и другие мои коллеги проголосовали против. Новые избранники такой принципиальности не проявили — поселок лишился двух детских дошкольных учреждений. Проблема нехватки мест в детских садах догнала нас теперь. Да, выделяются средства на создание дополнительных мест в садиках, строительство пристроек к ним и новых зданий. Бюджетные деньги расходуются немаленькие, а ведь им могли бы найти другое применение, сохрани тогда власть сады...
За помощью к губернатору
База Лобинского СПТУ рассчитана на одновременное обучение 250 учащихся. Рядом с двумя учебным корпусам расположены два двухэтажных общежития, есть лаборатория, боксы, гаражи и хозпостройки, а также училищу принадлежали еще 600 гектаров земли. По земле вопросов нет — желающих заиметь ее в собственность будет много. А вот что будет происходить на остальных, оставшихся без хозяйского пригляда площадях, где только жилого фонда 5,8 тысячи квадратных метров? К гадалке ходить не надо, ясно и так: разрушение, причем от приложения рук людских. Огороженной, с автономным водоснабжением и отоплением, но опустевшей территории срочно нужен хозяин! Глава Лобинского муниципального образования Юрий Довгаль, в которое этот объект, вероятнее всего, перейдет на баланс, от такой перспективы не в восторге:
— На охрану и содержание пустующих зданий и территории у нас в муниципальном образовании не хватит ни сил, ни средств. Думаю, что училище еще понадобится, а сейчас его надо сохранить, лучше передать надежному хозяину или сдать в аренду. Я написал письмо губернатору, записался к нему на личный прием. Хочу рассказать Василию Алексеевичу всю эту историю и просить о помощи. Может, распорядится о передаче базы училища министерству социального развития? Здесь можно организовать профилакторий для лиц пожилого возраста или постоянную базу отдыха для детей. Прекрасное место, рядом соленое и пресное озера, рыбалка, охота, хорошая экология... Или, быть может, какое-нибудь частное лицо пожелает вложить деньги в создание зоны отдыха.
За бортом обучения
Другая проблема — потенциальные ученики закрытого училища — останется актуальной в районе. Да, в последние годы здесь было только 50 — 70 процентов от требуемого числа учащихся. И половина — из социально незащищенных семей. Не секрет, что труднообучаемых детей с проблемами дисциплинарного характера из обычных школ стремились направить именно сюда, где ребят воспитывали, обучали профессии, кормили и содержали за счет государства и... изменяли в лучшую сторону, делая серьезней и добавляя уверенности в себе за счет овладения специальностью. СПТУ в районе называли кузницей кадров, а если шутя, то Лобинской академией. Лучшие механизаторские и водительские кадры хлебного района — из числа бывших воспитанников местного училища. Кстати, в районе хроническая нехватка профессионалов-хлеборобов.
Из Лобино вереницей тянулись ребятишки из училища на выходные домой и обратно. Редкая попутная машина не останавливалась подбросить ребят. Если им придется учиться в Доволенском училище, домой не набегаешься. Да и не все родители рискнут отпустить ребенка из дома в юном возрасте, значит, часть детей будет болтаться без дела и учебы. К чему приводит детская незанятость при несформировавшемся чувстве самодисциплины и множестве соблазнов не лучшего свойства, наше общество уже знает. Сегодня уже никто не скрывает фактов алкоголизации и наркотической зависимости среди молодежи и вовлечения их в преступные сообщества. Если уедут на учебу, оторвутся от родных корней, то вряд ли кто вернется обратно в родное село растить хлеб и строить дома. Север и город поманят деньгами и иной жизнью...