Кококо и рококо
Новый фильм Авдотьи Смирновой «Кококо» о вечном романе русской интеллигенции с народом
В российский кинопрокат вышел новый фильм Авдотьи Смирновой «Кококо», привлекший внимание тем, что обе актрисы, снявшиеся в нем, Анна Михалкова и Яна Троянова, получили приз недавнего «Кинотавра» в номинации «Лучшая женская роль». А также тем, что муж Смирновой Анатолий Чубайс написал в твиттере про фильм «Кококо»: «Я, конечно, зритель неискушенный и заинтересованный, но мне правда очень понравилось!» Наверное, поэтому в Новосибирске, что удивительно для отечественной кинопродукции, картина идет одновременно в нескольких крупных кинотеатрах.
…Познакомились Лиза (Анна Михалкова) и Вика (Яна Троянова) в купе поезда, идущего в Санкт-Петербург. Первая — кандидат наук, музейный питерский сотрудник с заплетенной по-домашнему косицей и книжкой в руках, вторая — сразу же отправившаяся в вагон-ресторан яркая, как птица, отпускница-провинциалка из Екатеринбурга. Поутру они проснулись, и оказалось: ни у той, ни у другой — ни документов, ни денег… Интеллигентка приглашает подругу по несчастью к себе домой — пожить, пока не придет денежный перевод.
И начинается старая родимая love story — русская интеллигенция и народ. Вика рьяно наводит порядок в захламленной квартире благодетельницы, готовит ужин «из топора», утешает разведенную Лизу — мол, все мужики сволочи… Та, в свою очередь восхищаясь витальностью новой подруги и верная собственной миссии — сеять разумное, доброе, вечное, пытается ее просвещать. Мечтая в духе Манилова устроить Вику на работу в музей не больше не меньше как арт-директором («Она способная!») или в худшем случае ведущей утреннего телеэфира.
В конце концов «интеллигенция» предает «народ». Ну, конечно же, из-за мужика, точнее, бывшего мужа. Но потом одумывается (совесть!), однако Вика кричит и бьется в истерике как ребенок: «Не отдавайте меня ей!»
Обе актрисы действительно великолепны — «социальная», с прокуренным голосом, подвижная как ртуть, по-женски манкая Троянова и медлительная, немного грузная, как закормленная бабушкина внучка из хорошей семьи, Михалкова. То, что между ними неизбежно должно искрить из-за разницы темпераментов, образования, жизненного опыта, социального статуса, вначале раз за разом гасится (не без бутылки водочки и хорошего вина!) в сестринской любви и всепрощении, но конфликт все же неизбежен. И увы, интеллигент — самый продвинутый и просвещенный — в пограничных ситуациях всегда чуть больше эгоист и чуть меньше христианин…
Замечательны здесь сцены и детали, прописанные Смирновой — соавтором сценария (с Анной Пармас) и режиссером, где она с блестящим юмором и иронией ближайшего родственника наблюдает за своей питерской интеллигентской средой. Их смакуешь, откладываешь в собственную копилку забавных впечатлений, пересказываешь не видевшим фильм… И всё же «Кококо» (кстати, это искаженное Викой «рококо») не из тех фильмов, что будешь пересматривать дважды: все здесь просто, ясно и даже запрограммировано. Это свойство почти любой притчи, как бы хороша она ни была. Мы до боли душевной сопереживаем только итогу истории, по ходу действия наши чувства почти не востребованы.
ФАКТ
24 июня в Музее Новосибирска открывается «Рок-выставка», посвященная истории новосибирской рок-культуры переходного времени. На открытии выступят группа «СПиД» и ансамбль песни и пляски «Собачко» в антураже 80-х годов прошлого века.