Анатолий ЛОКОТЬ : Мы все разные. И власть должна это понимать
Сегодня «Деловой завтрак», за которым «Советская Сибирь» по заведенной недавно традиции обсуждает с известными жителями Новосибирской области актуальные, интересные нашим читателям темы, мы проводим с депутатом Государственной думы Российской Федерации Анатолием ЛОКТЕМ.
На чаше весов
— Анатолий Евгеньевич, начать наш разговор мы предлагаем с одной из активно обсуждаемых сегодня тем, связанных с ужесточением правил продажи алкоголя. В частности, будет запрещена продажа пива в ночное время. Каково ваше отношение к этим вопросам?
— Ни знатоком, ни любителем пива я не являюсь. Разделяю точку зрения специалистов, говорящих об особой опасности пивного алкоголизма для молодежи. Пиво стало очень доступным напитком, который можно купить в любое время в любой торговой точке невзирая на возраст, и оно вытеснило многие другие, традиционные для нас, напитки. Это и лимонады, и квас, и напиток «Байкал».
Борьба с пивом ведется давно — мы эту тему поднимали, еще когда я был депутатом городского Совета Новосибирска. В Государственной думе я почувствовал, насколько сильно так называемое пивное лобби, когда любой вопрос, касающийся этой темы, быстро приобретал политическую окраску и практически терял шансы на прохождение. То же самое было с рекламой пива. Обсуждая в городском Совете вопросы ее ограничения, мы понимали, что не можем диктовать условия федеральным СМИ — нужны поправки в федеральное законодательство. После нескольких лет борьбы уже на уровне Государственной думы ограничения появились, но это относительно небольшие подвижки, добиваться которых пришлось долгие годы. Борьба с алкоголем должна стать принципиальной для общества, мы обязаны осознать опасность употребления спиртных напитков, а оно сегодня в Российской Федерации превышает все пределы.
— Еще один вопрос в этой связи. Со следующего года закон о пиве еще более ужесточится — этот напиток запретят продавать в нестационарных торговых объектах. К вам как к депутату наверняка уже обращались киоскеры, которые считают, что с запретом продажи в их торговых объектах пива они останутся без работы. Какова ваша позиция?
— Категоричных заявлений на этот счет делать не буду, ведь речь идет о возможности работы этих предпринимателей и о доходности их бизнеса. Однако думаю, что все указанное создается не только пивом. Конечно, решать данный вопрос следует максимально взвешенно. Но, если на весах, с одной стороны, здоровье подрастающего поколения, а с другой — какое-то количество рабочих мест, подходить к проблеме нужно с особым вниманием.
Не повод для отказа
— Вы депутат со значительным опытом. Расскажите, как проходит процесс подготовки законодательной инициативы и определяется ее дальнейшая судьба. В каких случаях депутаты из регионов могут выйти на уровень Госдумы, для того чтобы обобщить какую-то проблему и решить ее в федеральных масштабах?
— С законодательной инициативой в Государственную думу могут выходить законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. У местного самоуправления такого права нет.
В последнее время поток подобных инициатив увеличивается, и это правильно. Я считаю, что на местах виднее, и проблемы, которые озвучивают на территориях субъектов Федерации, отличаются конкретикой. Возможно, иногда они касаются специфических, свойственных отдельным регионам, аспектов. Но в них нет размытости.
Вообще, долгое время к законодательным инициативам из регионов в федеральных органах относились недостаточно внимательно. Я помню времена, когда только порядка четырех-пяти процентов таких инициатив претворялись в законы. Сейчас эта цифра несколько увеличилась — примерно до восьми процентов, но и это не так много. В основном в федеральном центре регионы упрекают в непроработанности инициатив, но это формальные зацепки: не по форме написали, не на то сослались.
Чтобы преодолеть такое отношение и повысить проходимость действительно жизненно важных инициатив, слаженнее должна работать депутатская вертикаль — от депутатов региональных парламентов до Госдумы. Хорошим примером такого взаимодействия стала встреча депутатов Государственной думы от Новосибирской области с депутатами регионального Законодательного собрания, инициированная его председателем Иваном Морозом. Нужно ввести в практику подобные встречи с депутатами Госдумы по конкретным темам, на которых мы могли бы обсуждать вопросы, прорабатывающиеся в регионах. Причем важно, чтобы депутаты были из разных фракций, потому что следует работать с системной оппозицией — всеми партиями, представленными в думе. Ведь мы все разные, и нужно не просто это понимать, но и относиться к этому терпимо, научиться работать в этих условиях.
— Вы работаете в комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. По вашему мнению, влияет ли на работу комитета сегодня тот вклад, который внесла Новосибирская область в развитие местного самоуправления в России?
— Наша область была одной из первых, которая начала реализацию федерального закона об основах местного самоуправления в Российской Федерации. Вторым стал Ставропольский край. Мы приобрели очень хороший опыт: посмотрели на закон изнутри и увидели многие его недостатки и достоинства. Это очень помогает в моей работе в Госдуме.
Закон о местном самоуправлении построен таким образом, что ответственность на местный уровень возложена большая, полномочий много, а средств мало. И это не позволяет полностью покрыть обязательные расходы, касающихся всех жизненно важных вопросов. В этой связи сегодня многие говорят о том, чтобы долю налога на прибыль оставлять на местном уровне. Это даст не просто наполняемость бюджета, но и заинтересованность в развитии бизнеса на местах. Пока муниципалитеты не очень заинтересованы в этом, потому что на местах не остается прибыли и у руководителей нет рычагов управления бизнесом. Это очень острая проблема, которая должна быть разрешена.
Оборонке нужен четкий госзаказ
— Знаете ли вы, что областная профсоюзная организация работников оборонной промышленности написала открытое письмо президенту страны и оно было замечено? Какие пути решения этой проблемы видите вы?
— Я знаю об этом письме, в нем поднимаются очень серьезные проблемы, и первая из них — своевременное доведение оборонного заказа до предприятий. С реформированием министерства обороны во многом были утрачены порядок и алгоритмы оформления оборонного заказа, сократилась система заказчика, предприятия перешли на новый принцип формирования оборонного заказа с учетом рыночных условий. Пока новая система в полной мере не заработала.
Я работаю в комиссии Государственной думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Вопросам оборонки я уделяю в публичных выступлениях большое внимание. На правительственных часах у нас установился прямой диалог с вице-премьером правительства Российской Федерации, председателем военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрием Рогозиным, курирующим вопросы оборонных предприятий. При утверждении в должности Премьер-министра Дмитрия Медведева первым от нашей фракции вопрос о проблемах оборонного заказа, необходимости модернизации элементной базы задавал я, и Медведев во многом со мной согласился. Он подчеркнул, что отрасли будет уделяться повышенное внимание, на нее запланированы большие средства, оборонный заказ будет доводиться до предприятий.
Боролись наглядно
— Расскажите, каким результатом вы особенно гордитесь как депутат — каким-то проработанным законопроектом, помощью конкретным избирателям?
— К таким вопросам я почему-то всегда оказываюсь не готов. Хотя, конечно, ко мне обращаются за поддержкой и помогать людям приходится часто. Это в основном вопросы здоровья, и особенно трепетно я отношусь к просьбам ветеранов.
Еще вспоминается история с курительными смесями. В эту проблему мы буквально ворвались самым активным образом и два года назад начали закрывать точки продажи таких смесей в Новосибирске. Мы провели мониторинг ситуации, выявили точки продаж, обратились в наркоконтроль. Но оказалось, что даже при минимальном изменении химического состава препарата вещество оказывается новым, то есть не включенным в список запрещенных. Это во многом развязывало торговцам руки. Помню, чтобы бороться с этой проблемой, в качестве эксперимента мы даже совершенно свободно приобрели два пакета курительных смесей. Для наглядности я привез их в Госдуму, озвучил проблему, и реакция общественного мнения последовала незамедлительно. Быстро была отработана такая система, при которой уже буквально через месяц после появления нового препарата он вносится в список запрещенных.
Также считаю, что не прошли даром мои многолетние усилия в продвижении российско-белорусских отношений. В процесс укрепления дружеских отношений между нашими государствами я вступил в 2003 году. Один из последних примеров этой работы — моя поездка в Омск на XXI Международный кинофорум «Золотой витязь». Единым должно быть не только экономическое и политическое, но и духовное, культурное пространство. Укрепление интеграционных связей, достижение единства наших народов — важнейшее дело.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
— Качества, которые вы больше всего цените в людях?
— Откровенность и обязательность.
— Ваше жизненное кредо?
— Верность принципам.
— Ваше хобби?
— Рыбалка, плавание — все, что связано с водой.