Разочарованные странники
Дети бегут из семей, детских домов и интернатов. Что заставляет их путешествовать порой с риском для жизни?
— Все равно убегу! — кричал, вставляя крепкие слова, мальчишка лет 14-ти, вырываясь из рук сотрудника полиции.
— Еще одного путешественника поймала? — констатировала подошедшая к нам женщина в форме капитана. Сцена происходила на вокзале Новосибирск-Главный.
В прошлом году в Новосибирской области более тысячи детей бежали из семей, детских домов, профессиональных училищ, социально-реабилитационных центров. В первом квартале 2012 года было объявлено в розыск 283 юных скитальца. На календаре лето — самое время для любителей дальних странствий.
Охота к перемене мест
По результатам проведенной в первые месяцы 2012 года межведомственной комплексной операции «Семья» порядка 11 тысяч так называемых ячеек общества находятся в социально опасном положении. Больше всего таких семей в Новосибирске, Бердске, Искитиме и Карасукском районе. Почти 160 тысяч детей и подростков живут в многодетных, неполных и малообеспеченных семьях, в домах, где один или оба родителя — инвалиды либо имеют проблемы с законом и не могут, а чаще всего не хотят уделять достаточно внимания своим отпрыскам.
Пик охоты к перемене мест приходится на возраст от 7 до 15 лет. Специалисты говорят, что существует немало психологических сбоев, приводящих к ситуациям, когда ребенок систематически уходит из дома, путешествуя по городам и весям либо просто гуляя по улицам.
Причинами таких настроений в детстве могут быть серьезные нарушения психики, органическая патология, поэтому к таким скитальцам нужно быть особенно внимательными.
Психолог Оксана Оганесян перечисляет несколько сценариев бродяжничества. Считается, что чаще всего мальчишки и (значительно реже) девчонки убегают от жестокого отношения к ним мам и пап. Беглецы покидают отчий дом, чтобы избавиться от постоянного физического или сексуального насилия со стороны пьющих родителей или опекунов, от полуголодного существования.
Побег может стать и формой детского шантажа. Типичный пример: семья с хорошим достатком. Родители имеют свою фирму, а потому много времени проводят на работе. Одновременно строят коттедж. 14-летний сын получает все, что только пожелает, кроме близких и доверительных взаимоотношений с «предками». Недавно мальчик попросил отца подарить ему мотоцикл и впервые получил отказ: мал еще. В ответ сын, чтобы наказать родных, уехал из дома на скутере приятеля. Через неделю полиция вернула юного шантажиста домой.
Замуж, сына не спросясь
У другого молодого человека двенадцати лет родители развелись, и мама снова вышла замуж. Убежал, чтобы изгнать из дома нежеланного отчима.
Беглецы-шантажисты обычно находятся в состоянии длительных конфликтов со старшими членами семьи по поводу домашних дел, выбора друзей, школьных оценок. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия.
Есть еще беглецы-исследователи — молодые люди, находящиеся под гиперопекой родителей. Такие дети мечтают о путешествиях, ищут приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они, как правило, уходят, оставляя записки. Если их не задерживает полиция, через несколько дней они возвращаются по собственной инициативе.
Первый побег обычно провоцируют ссора или психическая травма, потом такая форма протеста закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность может ответить побегом в никуда. Сначала странник чувствует себя свободным от опеки и контроля, расценивая новую жизнь как легкую и веселую. Однако вскоре трудности выживания на улице, необходимость искать приют и пищу разочаровывают и заставляют переоценить ситуацию, ставшую причиной бегства.
Однако далеко не все путешествующие возвращаются в родные стены, часто дети из неблагополучных семей продолжают бродяжничать, зная, что их ждут побои и издевательства. Для таких подростков улица может стать убежищем на долгие годы.
Одни в отсутствие любви
Более половины беглецов — это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным Ольги Квятковской, исполняющей обязанности начальника управления опеки и попечительства, защиты прав детей министерства социального развития Новосибирской области, в регионе 27 государственных учреждений воспитывают 1 820 таких ребят. В прошлом году самовольно покинули казенные стены 335 опекаемых, за первый квартал 2012 года — 91.
Дети бегут из одних и тех же учреждений. В таких сомнительных «лидерах» — детский дом № 1 Кировского района Новосибирска, детский дом № 13 Ленинского района, школа-интернат «Кадеты Барабы» Барабинского района. Представители администраций этих учреждений одной из основных причин ухода ребят называют дурную наследственность, отклонения в психическом и физическом здоровье бегунов. Это, безусловно, самое простое объяснение фактов, не требующее приложения каких-либо усилий со стороны воспитателей.
Однако министр социального развития Сергей Пыхтин считает, что ребенок никогда не уйдет оттуда, где ему хорошо, где он в безопасности, где его уважают.
— Это непростые дети из сложных семей, родители которых лишены прав, — подчеркивает он. — Они бегут от взрослых — от побоев и истязаний. Спасая, их отдают в руки либо заботливых и добрых людей, либо они попадают к равнодушным — с холодными сердцами и низкими профессиональными качествами. Там, где к работе подходят без формализма, с четким пониманием задач, и результаты иные.