USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Код культуры

Лариса РАКИТЯНСКАЯ, Юлия НАЗАРЕНКО
Интерес зрителей и жюри вызвала глубоко психологичная постановка Тургеневской «Аси» в исполнении воспитанников детского Дома творчества имени Дубинина. Фото Ларисы РАКИТЯНСКОЙ
Интерес зрителей и жюри вызвала глубоко психологичная постановка Тургеневской «Аси» в исполнении воспитанников детского Дома творчества имени Дубинина. Фото Ларисы РАКИТЯНСКОЙ

В Новосибирске придумали весьма нетривиальный способ приучить молодёжь к чтению классики в оригинале

Организаторы первого арт-фестиваля «Нескучная классика» предложили новосибирцам переосмыслить образы и сюжеты произведений русской художественной литературы. Но для начала… перечитать бессмертные творения в оригинале.

Положение с чтением в нашей стране трудно назвать оптимистичным. Новосибирск — не исключение: доля нечитающей молодежи составляет примерно половину опрошенных. Бить не в колокола, а клином в клин — надежный способ переломить ситуацию. Так появилась идея проведения в столице Сибири нового арт-фестиваля. Название говорит само за себя: сюжеты известных произведений в интерпретации современников нового века скучными не назовешь.

Идея принадлежит, нетрудно догадаться, библиотекарям, которые, как никто другой, заинтересованы в привлечении молодежи в читальные залы и на абонемент. При поддержке регионального министерства культуры проект обрел зрелищные формы. Арт-фестиваль работал два дня: выступления театральных коллективов, чтецов, показ фото- и мультимедийных работ, изобразительное творчество.

Таланты и поклонники
Первое место в номинации «Художественное фото» единогласно присуждено серии фоторабот «Литературный подиум» Оксаны Зоммер из Краснозерского района. Лауреатом конкурса за фотографию «Угрюм-река» стала и Дарья Чурсина, также проживающая в Краснозерском районе.

Оценкой мультимедийных работ занимались известные в области эксперты — режиссер-документалист Нина Соколова и кинорежиссер Олег Захаров. Они единодушно назвали не только самыми лучшими, но и самыми добрыми два фильма, созданных в мультипликационной студии «Чудо-Юдо» города Татарска, — «Огонь, вода и Горыныча два» и «Салки». По словам жюри, мультфильмы не оставляют ни малейшего чувства агрессии или напряжения. Они самобытны, и, главное, в них не чувствуется влияния западной мультиндустрии.

Наибольшее количество участников и зрителей привлекла номинация «Художественное чтение». Диапазон качества исполнения — от школьного, точно у доски, до высот актерского совершенства. Победителем стала Марина Шевлюга (Половинский КДЦ Краснозерского района). Лауреатский титул достался Вадиму Ориненко (р. п. Ордынское).

Плач от Фёдора Михайловича
Насколько сегодня востребована классика? По мнению старшего поколения, вопрос этот и не вопрос вовсе, а своего рода форма протеста. К художественной литературе человек приходит с возрастом, когда появляется желание разобраться в себе и своих переживаниях. Словесные же баталии с молодежью разгорелись по другому поводу, а точнее из-за симпатий и антипатий к конкретным авторам и произведениям — что нужно оставить, а что потеряло ценность? Или, например, как нужно преподавать классику в школе?

К примеру, Сергей Голованов, студент НГТУ, вполне убедительно доказывал, что школьная программа, на 99 процентов построенная на классическом наследии, заставляет школьников ради получения хорошей оценки «жить не своим умом». Была высказана и такая точка зрения, что «…романы Федора Достоевского способны вызвать агрессивную реакцию и даже депрессию у подростков».

— Классика — способ сжать большой пласт информации в один знак, символ, — парирует известный новосибирский художник Александр Шуриц, который долгие годы иллюстрировал книги. — Например, Анна Каренина — всего два слова, но как много ассоциаций и какой большой массив ощущений, воспоминаний и мыслей они сразу же вызывают!

Но Александр Давидович согласен с тезисом, что современные подростки не будут читать книги, а лучше посмотрят фильм: «Недавно, когда делал ремонт в квартире, разбирая шкафы с книгами, вдруг понял, сколько книг ни я, ни мои дети читать не будем».

Часовые не спят
И все-таки, думается, причина дефицита внимания к литературе и нежелания взять в руки книгу кроется еще и в сложности выбора произведения. Мы зачастую просто не умеем ориентироваться в букинистическом море. А классика хороша как раз тем, что не нуждается в рекомендациях, она прошла ГОСТ времени: хороший язык, мастерски построенный сюжет. Классика есть классика — она, как надежный банк, веками хранит в себе основные нравственные коды и пароли человечества. И, как у любого банка, у классики всегда есть свои часовые. «Пост сдал», — говорят они своим детям. «Пост принял», — откликается новое поколение часовых.

ДОСЛОВНО
Иван РОМАШКО, народный артист РСФСР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»:
— Классика — это то, что проверено временем и испытано народом. А литературные поделки — это все не по-настоящему. Но если брать театральную классику, то можно, к сожалению, уверенно говорить, что разница между теми, кто приходил в театр 10 — 20 лет назад, и сегодняшней зрительской аудиторией очень большая. Молодых людей не учат, не готовят к восприятию литературных образов, они попросту не знают элементарных вещей. Наверное, именно поэтому повсюду можно сегодня видеть дискредитацию, упрощение и — не побоюсь этого слова — надругательство над известными литературными образами. Классики творили, имея в виду окружающую реальность, герои их произведений именно действовали в конкретной реальности. Потому им так верили читатели...

Фотографии статьи
Интерес зрителей и жюри вызвала глубоко психологичная постановка Тургеневской «Аси» в исполнении воспитанников детского Дома творчества имени Дубинина. Фото Ларисы РАКИТЯНСКОЙ