USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Театрам объявлен взлёт

Татьяна ШИПИЛОВА
На 10 фестивальных дней  «Красный факел» стал аэропортом. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
На 10 фестивальных дней «Красный факел» стал аэропортом. Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Завершился театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит». На время церемонии закрытия «Красный факел» превратился в аэропорт

Фестиваль — это не просто встреча профессионалов театра со строгим жюри и новой зрительской аудиторией, но и предельная концентрация сил всех здесь собравшихся. Жюри смотрело в день по два-три спектакля, давало пресс-конференции, участвовало в дискуссиях. Ту же планку старались держать журналисты (мой личный рекорд — три спектакля за сутки, о чем ни секунды не пожалела).

Артисты играли собственный конкурсный спектакль, по возможности не пропускали показы собратьев по цеху, готовили капустники, которыми каждый вечер, а то и за полночь потчевали жюри, журналистов, критиков и друг друга, ну и, конечно, общались, общались, общались… Настоящие сверхперегрузки, хотя, как они признавали, творческие и радостные, конечно же, испытывали краснофакельцы: прием и обустройство гостей, конкурсное представление «Истории города Глупова», церемонии открытия и закрытия были за ними. Как и уличный перфоманс, в котором принимающая сторона во второй раз проявила чудеса изобретательности и массу вкуса. На это раз из железнодорожного вокзала, как это было два года назад, «Красный факел» превратился в аэропорт с бессонным транзитным табло, а площадка перед ним — в летное поле с ревущим звуком турбин, взлетно-посадочной полосой, горделивыми стюардессами, респектабельными пилотами, шумными встречающими и даже предприимчивыми таксистами (самый колоритный из них, кстати, носил звание заслуженного артиста России)…

Не поглядывая в зал
Это, так сказать, алгоритм фестиваля, его внешние контуры. За ними — сами спектакли. Ставшие и не ставшие лауреатами. Но неизменно тепло принятые зрителями. Кстати, новосибирский зритель — он, конечно, радушный, подготовленный, продвинутый, но еще и неисправимый фестивальщик — никого без оваций не отпустит: ни творцов шедевра, ни просто добротного спектакля… Эту особенность нашей публики чутко заметила председатель жюри, известный театральный критик Ирина Алпатова, когда ее спросили о том, влияла ли на решение судей конкурса реакция зала…

Вообще, большая часть спектаклей фестиваля по тематике, проблемам, обозначенным в них, на этот раз на сто процентов была адресована именно публике, а не завзятым театралам или театроведам. Что не исключало убедительности художественного высказывания: к примеру, постановщик спектакля с буквально кричащим публицистическим названием «Ипотека и Вера, мать ее» Семен Александровский получил премию в номинации «Лучшая работа режиссера». Были радости и эстетские: сравнивать постановки пьесы Леттса «Август. Графство Осейдж» в Омской драме с маститым Анджеем Бубнем и в новосибирском «Глобусе» с молодым Маратом Гацаловым. Оба спектакля отмечены в разных номинациях. Неповторимые впечатления дало нам, зрителям, сопоставление двух «Малышей» — спектакля Красноярской драмы (премия «Новация») и номинировавшейся год назад на «Золотую маску» постановки Хабаровского ТЮЗа… Любителям, скажем так, авангарда пришлись по вкусу лермонтовский «Маскарад» Николая Коляды (Екатеринбург) и «Балаганчик» по Блоку Челябинского камерного театра. Ярко, стильно, до жесткости актуально и остро прозвучал (и смотрелся) на сцене «Красного факела» спектакль-гость фестиваля «Шинель. DRESS CODE» по Гоголю, поставленный Тимофеем Кулябиным в питерском «Приюте комедианта». Кроме всего прочего, придуманный им и замечательным актером Романом Агеевым образ Башмачкина — большого, медлительного, доброго, сросшегося со своими профессиональными приладами в единый организм переписчика Вечной книги, — на мой взгляд, навсегда войдет в гоголевскую театральную антологию.

…И молодые мэтры
Если же говорить о театральном процессе огромного региона от Урала до Дальнего Востока и его отражении, как в зеркале, в «Ново-Сибирском транзите», то, по мнению члена жюри и члена экспертного совета фестиваля Татьяны Тихоновец, отражение получилось весьма сильным. А тенденции очевидны следующие. По сравнению с предыдущими фестивалями, что проходили в разных городах и именовались «Сибирским транзитом», и даже в сравнении с «Ново-Сибирским транзитом» 2010 года явно изменилась репертуарная политика театров, появилось много современной драматургии, что крайне важно. Театр не может жить одной классикой, так как современный человек хочет видеть себя в современной пьесе. Хотя многие провинциальные театры бегут от нее как от огня. С первой тенденцией напрямую связана вторая: выросло новое, довольно многочисленное поколение молодых режиссеров, которые сегодня уже не подмастерья мэтров, а в основном яркие и интересные художники. В европейской части России (не считая столиц) такого, к сожалению, не наблюдается. И уже общее мнение: именно новосибирский фестиваль во многом дал импульс этому процессу. Театры — участники «Ново-Сибирского транзита» имеют возможность не только оценить себя и других, посмотрев спектакли друг друга, но и приметить талантливых постановщиков, обменяться мнениями по множеству профессиональных вопросов, что в сумме и означает — видеть перспективу и осознанно двигаться вперед.

ДОСЛОВНО
Светлана ЗАМАРАЕВА, актриса Екатеринбургского театра юного зрителя, лауреат премии «Золотая маска — 2012» и Второго фестиваля «Ново-Сибирский транзит» в номинации «Лучшая женская роль»:
— Удивительная, неповторимая, талантливая новосибирская публика! Вы знаете, мы вот уже несколько дней вспоминаем тот спектакль, который сыграли для вас. Потому что та партитура зрительского восприятия, что была заложена в спектакле, она так звонко прозвучала, как нигде, — именно в Новосибирске. Кроме того, вы расставили такие акценты, что для нас это просто явилось творческим открытием, это такое счастье! Счастье сотворчества, то, о чем можно только мечтать. И сразу хочется что-то особенное сочинить еще… Конечно же, большое спасибо и благодарность тем, кто прилагает неимоверное количество усилий, чтобы этот театральный праздник, это театральное собрание — «Ново-Сибирский транзит» — существовали и мы имели возможность сюда приехать.

Анна ШИРИН-ООЛ, актриса Тувинского музыкально-драматического театра им. Кок-оола, обладательница почетной премии «За честь и достоинство» Второго межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит»:
— У меня самые теплые воспоминания о «Ново-Сибирском транзите» 2010 года. В «Глобусе» на большой сцене мы показывали спектакль по национальному эпосу «Культегин» в постановке нашего главного режиссера Алексея Ооржака. Принимали прекрасно! И на этот раз вручение мне премии за более чем сорокалетнее служение театру настолько трогательно, что просто слов не подберу, чтобы выразить свои чувства… Раньше, к сожалению, таких фестивалей не было, не было таких встреч, а они для артистов, режиссеров и работников театра очень важны. Ты получаешь здесь какую-то особенную, возвышенную радость и удовольствие. В общем, «Ново-Сибирский транзит» для меня — счастье. Общаться с коллегами, смотреть новые спектакли, особенно молодых режиссеров, — все это дает новое дыхание, понимание, что театр не стоит на месте, движется вперед.

Александр БАРГМАН, режиссер (Санкт-Петербург), постановщик спектакля «Мольер» в Тюменском драматическом театре:
— …Вчера мы в прекраснейшем настроении ехали 19 часов (!) на автобусе из Тюмени. Потому что Новосибирск организует этот фестиваль. Потому что для них, этих самых великих, талантливых и ранимых людей, которых зовут артистами, «Ново-Сибирский транзит» — невероятное счастье, невероятный творческий выплеск. То, что Новосибирск это делает, — невероятное событие, невероятное свойство и невероятное качество! Вы буквально внедряете в них жизнь, в каждую клетку их крови вселяете надежду, что их работа, их искусство востребованы и очень нужны людям.

ЦИФРА
На Втором межрегиональном фестивале театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит» за десять дней было представлено 22 спектакля из 16 городов России.

Фотографии статьи
Цветы к лицу победительнице в номинации «Лучшая женская роль» Светлане Замараевой (Екатеринбургский ТЮЗ). Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Разноцветные самолётики полетели в зрительный зал: до встречи в 2014-м! Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Мастерство и магия обаяния — секрет артиста и в перформансе, и на театральной сцене . Фото Виктора ДМИТРИЕВА