Театрам объявлен взлёт
Завершился театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит». На время церемонии закрытия «Красный факел» превратился в аэропорт
Фестиваль — это не просто встреча профессионалов театра со строгим жюри и новой зрительской аудиторией, но и предельная концентрация сил всех здесь собравшихся. Жюри смотрело в день по два-три спектакля, давало пресс-конференции, участвовало в дискуссиях. Ту же планку старались держать журналисты (мой личный рекорд — три спектакля за сутки, о чем ни секунды не пожалела).
Артисты играли собственный конкурсный спектакль, по возможности не пропускали показы собратьев по цеху, готовили капустники, которыми каждый вечер, а то и за полночь потчевали жюри, журналистов, критиков и друг друга, ну и, конечно, общались, общались, общались… Настоящие сверхперегрузки, хотя, как они признавали, творческие и радостные, конечно же, испытывали краснофакельцы: прием и обустройство гостей, конкурсное представление «Истории города Глупова», церемонии открытия и закрытия были за ними. Как и уличный перфоманс, в котором принимающая сторона во второй раз проявила чудеса изобретательности и массу вкуса. На это раз из железнодорожного вокзала, как это было два года назад, «Красный факел» превратился в аэропорт с бессонным транзитным табло, а площадка перед ним — в летное поле с ревущим звуком турбин, взлетно-посадочной полосой, горделивыми стюардессами, респектабельными пилотами, шумными встречающими и даже предприимчивыми таксистами (самый колоритный из них, кстати, носил звание заслуженного артиста России)…
Не поглядывая в зал
Это, так сказать, алгоритм фестиваля, его внешние контуры. За ними — сами спектакли. Ставшие и не ставшие лауреатами. Но неизменно тепло принятые зрителями. Кстати, новосибирский зритель — он, конечно, радушный, подготовленный, продвинутый, но еще и неисправимый фестивальщик — никого без оваций не отпустит: ни творцов шедевра, ни просто добротного спектакля… Эту особенность нашей публики чутко заметила председатель жюри, известный театральный критик Ирина Алпатова, когда ее спросили о том, влияла ли на решение судей конкурса реакция зала…
Вообще, большая часть спектаклей фестиваля по тематике, проблемам, обозначенным в них, на этот раз на сто процентов была адресована именно публике, а не завзятым театралам или театроведам. Что не исключало убедительности художественного высказывания: к примеру, постановщик спектакля с буквально кричащим публицистическим названием «Ипотека и Вера, мать ее» Семен Александровский получил премию в номинации «Лучшая работа режиссера». Были радости и эстетские: сравнивать постановки пьесы Леттса «Август. Графство Осейдж» в Омской драме с маститым Анджеем Бубнем и в новосибирском «Глобусе» с молодым Маратом Гацаловым. Оба спектакля отмечены в разных номинациях. Неповторимые впечатления дало нам, зрителям, сопоставление двух «Малышей» — спектакля Красноярской драмы (премия «Новация») и номинировавшейся год назад на «Золотую маску» постановки Хабаровского ТЮЗа… Любителям, скажем так, авангарда пришлись по вкусу лермонтовский «Маскарад» Николая Коляды (Екатеринбург) и «Балаганчик» по Блоку Челябинского камерного театра. Ярко, стильно, до жесткости актуально и остро прозвучал (и смотрелся) на сцене «Красного факела» спектакль-гость фестиваля «Шинель. DRESS CODE» по Гоголю, поставленный Тимофеем Кулябиным в питерском «Приюте комедианта». Кроме всего прочего, придуманный им и замечательным актером Романом Агеевым образ Башмачкина — большого, медлительного, доброго, сросшегося со своими профессиональными приладами в единый организм переписчика Вечной книги, — на мой взгляд, навсегда войдет в гоголевскую театральную антологию.
…И молодые мэтры
Если же говорить о театральном процессе огромного региона от Урала до Дальнего Востока и его отражении, как в зеркале, в «Ново-Сибирском транзите», то, по мнению члена жюри и члена экспертного совета фестиваля Татьяны Тихоновец, отражение получилось весьма сильным. А тенденции очевидны следующие. По сравнению с предыдущими фестивалями, что проходили в разных городах и именовались «Сибирским транзитом», и даже в сравнении с «Ново-Сибирским транзитом» 2010 года явно изменилась репертуарная политика театров, появилось много современной драматургии, что крайне важно. Театр не может жить одной классикой, так как современный человек хочет видеть себя в современной пьесе. Хотя многие провинциальные театры бегут от нее как от огня. С первой тенденцией напрямую связана вторая: выросло новое, довольно многочисленное поколение молодых режиссеров, которые сегодня уже не подмастерья мэтров, а в основном яркие и интересные художники. В европейской части России (не считая столиц) такого, к сожалению, не наблюдается. И уже общее мнение: именно новосибирский фестиваль во многом дал импульс этому процессу. Театры — участники «Ново-Сибирского транзита» имеют возможность не только оценить себя и других, посмотрев спектакли друг друга, но и приметить талантливых постановщиков, обменяться мнениями по множеству профессиональных вопросов, что в сумме и означает — видеть перспективу и осознанно двигаться вперед.
ДОСЛОВНО
Светлана ЗАМАРАЕВА, актриса Екатеринбургского театра юного зрителя, лауреат премии «Золотая маска — 2012» и Второго фестиваля «Ново-Сибирский транзит» в номинации «Лучшая женская роль»:
— Удивительная, неповторимая, талантливая новосибирская публика! Вы знаете, мы вот уже несколько дней вспоминаем тот спектакль, который сыграли для вас. Потому что та партитура зрительского восприятия, что была заложена в спектакле, она так звонко прозвучала, как нигде, — именно в Новосибирске. Кроме того, вы расставили такие акценты, что для нас это просто явилось творческим открытием, это такое счастье! Счастье сотворчества, то, о чем можно только мечтать. И сразу хочется что-то особенное сочинить еще… Конечно же, большое спасибо и благодарность тем, кто прилагает неимоверное количество усилий, чтобы этот театральный праздник, это театральное собрание — «Ново-Сибирский транзит» — существовали и мы имели возможность сюда приехать.
Анна ШИРИН-ООЛ, актриса Тувинского музыкально-драматического театра им. Кок-оола, обладательница почетной премии «За честь и достоинство» Второго межрегионального фестиваля «Ново-Сибирский транзит»:
— У меня самые теплые воспоминания о «Ново-Сибирском транзите» 2010 года. В «Глобусе» на большой сцене мы показывали спектакль по национальному эпосу «Культегин» в постановке нашего главного режиссера Алексея Ооржака. Принимали прекрасно! И на этот раз вручение мне премии за более чем сорокалетнее служение театру настолько трогательно, что просто слов не подберу, чтобы выразить свои чувства… Раньше, к сожалению, таких фестивалей не было, не было таких встреч, а они для артистов, режиссеров и работников театра очень важны. Ты получаешь здесь какую-то особенную, возвышенную радость и удовольствие. В общем, «Ново-Сибирский транзит» для меня — счастье. Общаться с коллегами, смотреть новые спектакли, особенно молодых режиссеров, — все это дает новое дыхание, понимание, что театр не стоит на месте, движется вперед.
Александр БАРГМАН, режиссер (Санкт-Петербург), постановщик спектакля «Мольер» в Тюменском драматическом театре:
— …Вчера мы в прекраснейшем настроении ехали 19 часов (!) на автобусе из Тюмени. Потому что Новосибирск организует этот фестиваль. Потому что для них, этих самых великих, талантливых и ранимых людей, которых зовут артистами, «Ново-Сибирский транзит» — невероятное счастье, невероятный творческий выплеск. То, что Новосибирск это делает, — невероятное событие, невероятное свойство и невероятное качество! Вы буквально внедряете в них жизнь, в каждую клетку их крови вселяете надежду, что их работа, их искусство востребованы и очень нужны людям.
ЦИФРА
На Втором межрегиональном фестивале театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит» за десять дней было представлено 22 спектакля из 16 городов России.