Успех — значит успеть
Сельхозпроизводство — бизнес, успех которого зависит от понимания основ экономического развития как на макро-, так и на микроуровне
Аграрно-промышленный комплекс получил сегодня серьезный карт-бланш в виде ряда программ, направленных на развитие отрасли. Современное сибирское село — это не смена вывески и не только новая техника на полях. Это другой тип мышления.
Речь идет о принципиально новом формате жизни. На село должны прийти специалисты такого же высокого уровня, как и в сфере промышленных инноваций или государственного управления. Способные мобильно реагировать на потребности и перспективы рынка, видеть экономическую ситуацию масштабно, эффективно планировать и управлять процессом — от бизнес-проекта до реализации готового продукта потребителю. Об этом — в нашей беседе с директором института дополнительного профессионального образования, проректором Новосибирского государственного аграрного университета Владимиром ПАРШИКОВЫМ.
Время временщиков ушло
— Владимир Иванович, судя по составу слушателей института можно вывести некий портрет современного агрария? И если сравнивать этот портрет с руководителями сельхозпредприятий 15 — 20-летней давности, как поменялась аудитория?
— За последние восемь лет в аграрном секторе сменилась почти половина руководящего звена, молодые специалисты уверенно занимают ключевые посты в экономике сельхозпредприятий. И, как правило, случайных людей среди них нет, потому что работа на земле — тяжелый труд, от результатов которого напрямую зависит не только сегодняшний заработок, но и перспективы благосостояния на год и два, и даже десять лет вперед. Это бизнес для тех, кто пришел работать всерьез и надолго, тут временщикам делать нечего. Их время ушло.
— Какими знаниями должен обладать современный специалист сельского хозяйства? И как аграрному образованию угнаться за стремительными переменами в отрасли?
— Наш регион традиционно в авангарде, когда речь идет о передовых технологиях и техническом перевооружении в сфере АПК. Тема развития отрасли в первую очередь связана с обновлением знаний, модернизацией производственных процессов. Причем это процесс стремительный: то, что считалось новинкой еще три года назад, сегодня безнадежно устарело. И в этом смысле работать непросто, но интересно, потому что приходится быть на острие всех существующих проблем, искать новые направления, нестандартные формы и методики преподавания. Работаем буквально с колес, строим процесс на основе потребностей рынка и приоритетных направлений экономики. К нам приезжают повышать квалификацию далеко не студенты, а практикующие специалисты, которые работают в поле, а не в кабинетах. И мы должны дать им максимально эффективные знания, все составляющие современной аграрной науки и практики, чтобы они уже сегодня смогли их применять. В большей степени опираемся не на учебники и образовательные программы, а на инновации, достижения в отрасли за последние год-два.
Практики и наблюдения
— То есть, по большому счету, новосибирцам за новыми знаниями за пределы области выезжать не надо?
— Конечно. Племзавод «Ирмень» Юрия Бугакова — кладезь передового опыта. Часть занятий — выездные, они проходят на базе тех крепких хозяйств, где активно идет процесс модернизации, технического перевооружения, чтобы его плоды можно было не на картинках в учебниках показать, а пощупать руками. Строится в Черепановском районе, в «Медведском», животноводческий комплекс — едем туда. Смотрим, спрашиваем, учимся. В Маслянинском регулярно бываем в хозяйстве «Сибирская нива», где инвестор демонстрирует нам, как внедряются новые технологии на практике: кормление, содержание, переработка продукции.
В качестве преподавателей, помимо высококвалифицированного педагогического состава НГАУ и нашего института, мы привлекаем ведущих работников министерства сельского хозяйства Новосибирской области, органов управления, комитетов и ведомств, передовых предприятий сельхозпроизводства и смежных с ним отраслей, ученых СО Россельхозакадемии, РАН, профессоров — всех тех, кто так или иначе завязан на развитие АПК и может быть полезен нашим слушателям. Для каждой группы выстраиваем свою траекторию обучения, определяем круг преподавателей из числа практикующих работников сельскохозяйственного направления, в том числе юриспруденции, банковского сектора.
— Вы сказали, что приходится быть в курсе наиболее перспективных направлений АПК. Каковы основные тенденции отрасли?
— Одна из них видится в том, что хозяйства все больше ориентируются на многопрофильное производство: занимаются и растениеводством, и животноводством, и переработкой. В этом году, надеюсь, активно начнет развиваться еще одна отрасль — рыбоводство. По возрождению этого интересного направления в регионе предпринимается ряд серьезных мер, формируется законодательная база. Но для реализации аграрного потенциала области по всем направлениям необходимы не только инвестиции, но и создание стабильно расширяющихся каналов реализации продукции, грамотная маркетинговая политика самих хозяйств.
Современный аграрий, если мы говорим об успешном хозяйственнике, должен разбираться не только в том сельхознаправлении, в котором намерен специализироваться — животноводстве или растениеводстве, переработке, но чаще во всех трех. Он должен глубоко понимать основы экономики: планирование, финансирование, кредитование, налогообложение, бухучет и аудит, коммерческая деятельность, кадровый менеджмент, а также менеджмент качества и так далее. Удивляться обширности необходимых знаний не приходится, ведь сельскохозяйственное производство сегодня — это полноценный бизнес. Изучить его в университетских стенах невозможно. Профессионалы подобного уровня вырастают один из сотни. Но именно они составляют золотой кадровый резерв аграрно-промышленного комплекса Новосибирской области.
Козырь — в деле
— Значит, по-прежнему кадры решают все?
— Безусловно. На производстве, где когда-то работали 150 человек, сейчас тот же объем продукции выдает персонал со штатной численностью в три раза меньше. Да, новые технологии. Но! Сегодня комбайнер, для того чтобы работать на новой технике, должен иметь почти инженерные знания. Уровень профессионализма, образованности у современного агрария в десятки раз превышает уровень работника колхоза прошлого века. И требования возрастают с каждым годом. Это касается не только сельскохозяйственного сектора, а в целом села, его инфраструктуры. Это очевидно и по тем направлениям, которые востребованы нашими заказчиками. Институт осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации даже самых высококвалифицированных специалистов, подготовку и повышение квалификации рабочих кадров, специалистов в области охраны труда, а также государственных муниципальных служащих и работников информационно-консультационной службы.
— Владимир Иванович, мы знаем, что на днях вы отмечаете юбилей. Наверняка подводили для себя какие-то итоги: есть удовлетворенность от того, чем занимаетесь? Считаете себя успешным по жизни?
— Полной удовлетворенности быть не может. Сфера образования, профессионального образования меняется так же стремительно, как и сама жизнь. Мы оперируем не догмами, а человеческим опытом. Продукт нашей работы нельзя потрогать руками. Но процесс образования, педагогическая, научная деятельность созидательны, потому что генерируют способность потребителя образовательных услуг созидать. И речь идет не только о продукции сельского хозяйства. Профессиональное образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона. Профессиональное образование выступает как система сохранения историко-культурной наследственности. Через профессиональные знания транслируются наиболее эффективные модели жизни и поведения. Мне, как ученому-философу, этот процесс созидания, творчества, познания необычайно интересен. И если я чувствую удовлетворенность, то именно оттого, что являюсь непосредственным его участником.
А что касается успешности в жизни… Успех, говорят у нас в институте, — значит успеть. Это один из козырей в нашем деле.
— Спасибо.
СПРАВКА
Владимир Иванович ПАРШИКОВ — доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный работник высшего профессионального образования РФ. Под его руководством институт по качеству образования и числу слушателей вошел в число ведущих центров дополнительного профессионального образования России.
ЦИФРА
В этом году на территорию области планируется привлечь инвестиции в размере 162 млрд рублей.