USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Скажите себе: «Я не буду нарушать правила»

Наталья НАШТАЛОВА
Знание правил дорожного движения не допускает двойных стандартов
Знание правил дорожного движения не допускает двойных стандартов

За управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения в первом квартале 2012 года суды Новосибирской области лишили прав управления 1592 водителей.

На дорогах области с начала года погибли уже более ста человек. Как изменить ситуацию? Об этом мы беседуем с исполнительным директором областной общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Форпост», членом комиссии по безопасности дорожного движения при губернаторе Новосибирской области Ириной МОРОЗОВОЙ.

Быстрых результатов не ждём
— Ирина Васильевна, расскажите, как была создана ваша организация и каких целей вы стремитесь достичь?

— История создания, в общем-то, проста. Пять лет назад несколько человек, чьи родные или знакомые пострадали в ДТП, решили объединиться и создать организацию по борьбе с травматизмом на дорогах. Пережив личную трагедию, они старались привлечь внимание людей, рассказать, предотвратить беду. С тех пор круг наш заметно расширился: к нам присоединились обычные граждане, неравнодушные к происходящему на дорогах области и страны в целом.

Главная цель — профилактическая работа с участниками дорожного движения: водителями, пешеходами, родителями и детьми. В тесном контакте с Госавтоинспекцией Новосибирской области мы проводим различные акции в детских садах, школах, учебных заведениях, помогаем тем, кто пострадал в результате автоаварий. Мы инициируем встречи с другими общественными организациями, работающими в транспортной теме, обращаем внимание контролирующих органов на состояние дорожного хозяйства. Мы не ждем быстрых результатов: вот сейчас раздадим листовки — и вмиг на наших дорогах перестанут гибнуть люди. Но чтобы что-то изменилось завтра, начинать надо уже сегодня.

— В чем, на ваш взгляд, причина столь высокого травматизма на наших дорогах?

— Здесь имеет значение множество факторов, в том числе и состояние дорожного хозяйства, загруженность дорог. Главная же причина, на мой взгляд, в том, что многие россияне в принципе не отличаются законопослушностью, и здесь культура нашего поведения на дороге — лакмусовая бумага уровня общей культуры. Я не открываю Америку, это известный факт. Лишили прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения — человек снова садится за руль, уже без документов, и нередко снова в пьяном виде. Таких примеров, к сожалению, очень и очень много. О чем это говорит? Человек надеется остаться безнаказанным, у него нет понимания, насколько серьезными могут быть последствия таких поступков, нет ощущения неотвратимости наказания. Известен комментарий на эту тему губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. Он говорил, если взять какой-нибудь немецкий город с их прекрасным качеством дорог, с их налаженным дорожным хозяйством и запустить туда тысячу наших водителей, может наступить коллапс. Многие осознанно нарушают правила дорожного движения и считают, что это правильно. Вот что действительно грустно.

Больно смотреть на правду
— Изменить сознание людей — непростая задача. Как вы надеетесь перевоспитать взрослых людей?

— Я реалистичный человек и прекрасно понимаю, что это непросто. Но надо пытаться. И начать здесь, как бы банально это ни звучало, надо с себя. Во всем мире сейчас идет десятилетие действий по безопасности дорожного движения, инициированное ООН. В своей работе мы используем их прекрасные лозунги: «Пропускаете пешеходов — спасенная жизнь на вашем счету», «Пристегиваетесь в автомобиле — спасенная жизнь на вашем счету». Садясь за руль, человек должен подсознательно давать себе команду: я не буду нарушать правила, тем самым, возможно, спасу свою и чужую жизнь.

Одними лозунгами, конечно, не обойтись. Есть у нас и более мощные приемы воздействия. Нарушителям мы показываем документальные фильмы, основанные на реальных событиях: они сняты нами намеренно правдиво, жестко. «Необъявленное», «Неугаданное», «Кредитка», «Туфельки» — мало кого эти ленты оставляют равнодушными. Они очень популярны в Новосибирске и в других городах. Мне постоянно звонят, спрашивают, где, как можно посмотреть, скачать... И женщины, и мужчины во время просмотра этих фильмов часто плачут, закрывают глаза: надеюсь, делают выводы. К сожалению, знать правила и соблюдать их — у нас не одно и то же. На практике бывает: только ребенок вышел с урока по безопасности дорожного движения, спешащая мама подхватила и повела его через дорогу в неположенном месте, дескать, со мной можно. Все знания про светофоры и зебры тут же вылетают у него из головы, и становятся возможны вот такие опасные для жизни сценарии, основанные на двойных стандартах. Нам всем надо быть более ответственными перед своими детьми. Потерять их — самое страшное, что может произойти.

— Ваша организация плотно работает с новосибирским мотосообществом. Хотите приручить «непокорных»?

— Мотоциклисты — это часть участников дорожного движения, а значит, и часть нашей целевой аудитории. Но наше общение, как ни странно, началось пару лет назад именно с их инициативы. Теперь мы дружим, вместе с ними и сотрудниками Госавтоинспекции проводим различные акции по профилактике травматизма на дорогах, обмениваемся какими-то данными, делимся опытом. Для участников этих сообществ важно развенчать стереотип, что мотоциклисты — обязательно нарушители, лихачи, для которых не существует никаких правил. Конечно, это не так. Среди представителей мотосообществ города и области много достойных молодых людей, которые при всей любви к скорости понимают, что нельзя переходить черту. Надеюсь, круг этих людей будет становиться шире.

Мода на вежливость
— Как строится и насколько эффективно ваше взаимодействие с органами власти?

— За пять лет мы, конечно, уже приобрели некоторую известность, авторитет в Новосибирске и области. К нам обращаются, нас зовут, нам открывают двери. Мы в курсе всех изменений, событий, происходящих в сфере безопасности дорожного движения. Как общественная организация мы не можем выступать с какими-то законодательными инициативами, но вправе аккумулировать общественное мнение, устраивать дискуссии — это находит понимание и поддержку в органах власти.

В целом на наших дорогах все не так трагично, как может показаться. Ситуация медленно, но все равно меняется к лучшему. Как автомобилист с большим стажем могу сказать, что в 90-е годы было гораздо хуже — было модно ехать напролом. Сейчас водители все-таки стали более дисциплинированными, стали чаще уступать дорогу пешеходам. Внимания со стороны общественности ко всем этим темам все больше, значит, наша работа не проходит бесследно и есть шанс все изменить.

ДОСЛОВНО
«День как день. До конца сегодняшнего дня погибнут около 80 человек... Если бы они находились на борту одного самолета, в вагонах одного поезда или в одном горящем здании, в стране объявили бы траур... Но эти люди уйдут из жизни в разных населенных пунктах нашей страны в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому траур так и останется необъявленным …» (Из фильма «Необъявленное», НООО «Форпост»)

ЦИФРА
В прошлом году в дорожно-транспортных происшествиях в Новосибирской области погибли 474 человека.

Фотографии статьи
Фото Павла КОМАРОВА