Подворье в радость или в наказание?
В прошлом году жители Кочковского района выручили от продажи мяса 92 миллиона рублей, от реализации молока — 14 миллионов рублей
— По распределению я попал в Кочковский район. Мне как молодому специалисту дали трехкомнатную благоустроенную квартиру в райцентре. Но вместо радости у меня появилось разочарование: где держать скот, птицу? Пришлось строить дом на земле. С тех пор прошло около 40 лет. Наша жизнь очень изменилась. Это особенно заметно зимой, когда раненько выйдешь на улицу. Поразительно, но деревня спит. Нигде ни огонька. Люди не держат скот и в сарай не торопятся — незачем, — делает разочарованный вывод пенсионер из Кочек Сергей Бейсенов.
С ним согласен предприниматель Сергей Зубков:
— Пять лет назад, чтобы набрать нужную партию мяса, мы выезжали в две, от силы — в три деревни. Сегодня то же количество продукции закупаем в семи-восьми селах. У людей скота становится все меньше и меньше.
Такие выводы подтверждает и статистика. За десять лет в районе поголовье крупного рогатого скота в частном секторе снизилось на 1 127 коров, свиней — почти на три тысячи. За последнюю пару лет ситуация особенно усугубилась: быструхинцы ликвидировали 209 маток, черновцы, красносибирцы, кочковцы — по 60. Если положение не изменится, то через четыре года скота может не остаться в Новоцелинном и Жуланке. Наличие коровы в усадьбе всегда было признаком зажиточности. Беднее всех сегодня выглядят Красная Сибирь (93 коровы) и Новоцелинное (108). И это несмотря на президентскую программу «Развитие АПК», согласно которой жителям села давали дешевые кредиты и, в общем-то, без особых ограничений.
Не должно быть наших и… ненужных
Деревенский уклад жизни постепенно меняется. Согласно последней переписи населения в Новосибирской области стало меньше людей, которые указали источником средств к существованию личное подсобное хозяйство. Прокормиться с подворья можно, но очень трудно.
Почему жители района стали легко расставаться с буренкой, а весной не встают в очередь за молодняком птицы? Причин несколько. Статистика показывает, что за последние восемь лет население постарело, меньше стало людей трудоспособного возраста. Пенсионерам, конечно, не до свинофермы. Они начинают думать, хоть и с опозданием, о здоровье.
Другая, может быть, даже более важная причина — отсутствие недорогих кормов. Президентская программа потому и не заработала в полную силу, что кредиты на приобретение скота люди взяли, а кормами поголовье не смогли обеспечить. Фуража и сегодня не хватает, да и дорогой он. Хозяйства, кинувшиеся в объятия инвесторов, лишились самостоятельности. Они продают сено и фураж либо в ограниченном количестве, либо по рыночным ценам. В прошлом году, например, в Новоцелинном никто не заступился за пенсионеров: бывших учителей, медиков, продавцов, почтальонов — они не работали в хозяйстве, а потому оно отказалось обеспечить их подворья зарноотходами. К сожалению, в других селах тоже присутствует деление на наших и… ненужных.
Мало информации
Осенью владельцы личных подворий ломают голову, где взять корма для телят и поросят. Немного легче акционерам. Им хоть что-то перепадает на паи. Основная же масса ищет собственных поставщиков. Например, черновцы и букреевцы закрепились за краснозерским хозяйством «Новомайское», поселками Доволенского района. Руководители тамошних акционерных обществ и фермерских хозяйств их уже узнают в лицо. Что удивительно, акционерные общества такие же, а зерноотходов хватает на своих и чужих.
— В последние два года резко возрос спрос на фермерское зерно, — делится своими соображениями на этот счет исполнительный директор крестьянского фермерского хозяйства «Зеленый клин» из Быструхи Анатолий Афонин. — Почти из бункеров расхватывали овес и ячмень жители Новоцелинного, Красной Сибири, Решет и Черновки. Зерно машинами брали не только у нас, но и у других фермеров.
Если бы поголовье скота на подворьях не сокращалось, то фермерам можно было бы ориентироваться на внутренний рынок потребления. Опять же, кто-то должен взять ситуацию под контроль, все спланировать и выступить гарантом того, что поставщики и покупатели не окажутся в пролете.
Правительство Новосибирской области уже несколько лет подряд стимулирует развитие личных подсобных хозяйств. И в нынешнем году губернатор Василий Юрченко подписал постановление о субсидировании покупок молодняка крупного рогатого скота. Областной бюджет оплачивает 20 процентов стоимости. И уже теленок, купленный в акционерном обществе, жителю обходится не в 7 тысяч, а в 5 600 рублей. Однако из-за слабой информированности, которая зависит от работы органов местного самоуправления, в 2011 году субсидии в Кочковском районе получили только 52 человека на 121 теленка. Приобретено же их было 368. Если бы все кочковцы обратились за поддержкой, правительство области не отказало. Люди просто не подали заявление, потому что не знали о программе.
Учиться хозяйствовать грамотно
Конечно, культурного хозяина нужно воспитывать. Он не появится сам по себе. Пока же о личных подсобных хозяйствах чаще вспоминают, когда нужно заполнить графу отчетности. В остальное время каждый крестьянин работает в своем сарае без поддержки, как умеет. Между тем настала пора хозяйствовать грамотно. К этому постепенно подталкивает сам рынок, цены которого, правда, не совсем радуют крестьян. Зато частники заметили, что закупщики за сальную свинину дают меньше денежек, бычок стоит дороже телки. Значит, чтобы с выгодой торговать мясом, нужно заводить породистых свиней и коров. Поставщиков же молодняка становится все меньше. Не стало свиноферм в хозяйствах. В мае почти невозможно купить поросенка дешевле, чем за 2,5 тысячи рублей. Если к этой цене прибавить фураж по 5 тысяч рублей за тонну, то окажется, овчинка выделки не стоит. Однако сегодня и комбикормами почти никто не торгует. Недавно с машины продавали отруби по 100 рублей за 25-килограммовый мешок. Невыгодно, но люди, конечно же, покупали. Куда деваться?
Проблем в развитии личного подсобного хозяйства достаточно. Нет слов, вести его трудно. Хотелось бы большей поддержки.
Однако нельзя не согласиться, что части населения подворье дает приличный доход. Если от коровы продавать молоко и новорожденного теленка, то можно выручить до 26 тысяч рублей в год. Даже если вычесть расходы на корма и пастуха, остается 15 — 18 тысяч рублей прибыли. А если в сарае три-пять коров? В общем, каждый считает сам, что ему выгоднее.
По самым скромным подсчетам, в прошлом году жители Кочковского района выручили от продажи мяса 92 миллиона рублей, от реализации молока — 14 миллионов. Уже из этих цифр видно: стимулировать производство и переработку молока необходимо. А это уже планы и перспективы для подворий. Значит, у них все же может быть будущее.