USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Вся жизнь — игра. На домре

Ася ШУМИЛОВА
Фото с сайта nsk-musik.ru
Фото с сайта nsk-musik.ru

Солистка Русского академического оркестра Новосибирской филармонии Лариса Головина знает секрет заточки медиаторов

Виртуозный исполнитель, хороший товарищ, очаровательная женщина, интересный собеседник, прекрасная хозяйка, заботливая мама — все эти словосочетания, по мнению коллег по творческому цеху, очень точно характеризуют солистку Русского академического оркестра Новосибирской филармонии Ларису Головину. Ее стаж работы в коллективе более двадцати лет, она участвует во всех программах РАО, выступает с оркестром в качестве солистки и в дуэтах.

Первое свидание
Первое свидание студентки Барнаульского музыкального училища и Русского академического оркестра состоялось в конце 70-х годов, когда коллектив гастролировал по городам Сибири. Тогда Лариса даже представить себе не могла, что когда-то будет сидеть за первым пультом оркестра по левую руку от дирижера Владимира Гусева.

Вообще, о том, что Лариса станет профессиональным музыкантом, в семье говорили очень осторожно: нелегкая это доля, руку, например, повредил и все — прощай карьера. Хотя музыка в их доме звучала всегда: мама пела, папа играл на гармони, старшая сестра — на баяне. Может быть, поэтому младшую дочь отдали в музыкальную школу в класс домры, чтобы соблюсти семейные традиции игры на народных инструментах.

Еще в музыкальной школе Лариса сделала выбор в пользу музыки, а на последнем курсе музыкального училища, когда получила предложение поступить в Новосибирскую консерваторию на факультет народных инструментов, решение стать профессиональным музыкантом было принято окончательно.

Педагог Ларисы в НГК Георгий Мартьян к своим студентам относился как к коллегам по творчеству, он учил их самостоятельно мыслить, выражать эмоции, выбирать нужную трактовку для любого произведения.

— Мы до сих пор общаемся, — вспоминает Лариса. — Он звонит из-за рубежа, интересуется делами в оркестре, успехами, бедами, заботами. Мне очень повезло в жизни, потому что у меня есть такой мудрый наставник.

Домра-подружка
На прослушивание в Русский академический оркестр Лариса пришла на четвертом курсе консерватории, сразу после летних каникул. Даже инструмент с собой не захватила, думала, что с ней просто побеседуют. Но ей дали в руки домру и сказали: «Играй». Без подготовки да еще на чужом инструменте Лариса исполнила все необходимые пассажи и была зачислена в коллектив.

Кстати, мастеровую домру Ларисе привезли из Москвы более тридцати лет назад. Как известно, хороший инструмент для музыканта — это 50 процентов успеха. Конечно, с годами домра потеряла первоначальный лоск и нуждалась в косметическом ремонте, но менять свою старую «подружку» на новую хозяйка не хотела. Главное, звучит домра по-прежнему прекрасно.

— Многие наши музыканты берут для репетиций и на концерты оркестровые инструменты, но я играю только на своем инструменте и получаю от этого огромное удовольствие, — смеется Лариса.

Секрет заточки медиаторов
Перед концертом домристки частенько обращаются к Ларисе за помощью. Дело в том, что она знает секрет заточки медиаторов. После этой нехитрой на первый взгляд процедуры инструменты начинают звучать особенно выразительно. Для заточки используется наждачная бумага разной зернистости. Готовность фасок к использованию Лариса чувствует даже без инструмента — простым поглаживанием рукой.

— На самом деле нет никакого секрета, — говорит Лариса. — Просто чувствительность пальцев.

По левую руку от дирижерской палочки
Когда Лариса пришла в оркестр, ее посадили за третий пульт, по левую руку от дирижера. Как известно, место за пультом для оркестранта — это своеобразная карьерная лестница: чем ближе к кромке сцены, тем лучше. «Дорога» до заветного первого пульта заняла у Ларисы несколько лет. Владимир Гусев в качестве творческой разминки устраивал для музыкантов технические зачеты: именно после очередного «экзамена» молодая исполнительница переместилась вперед — на второй пульт, а после декретного отпуска — на первый. Кстати, сын виртуозной домристки прекрасно играет на гитаре, а дочь поет в хоровой студии «Журавушка» и увлекается керамикой.

— Заниматься любимым делом — это счастье, — говорит Лариса. — Оркестр — моя семья. Даже если что-то не ладится в жизни, приходишь на репетицию и все невзгоды остаются за порогом. Атмосфера в оркестре дружеская, располагающая к творчеству, открытости, во многом это заслуга нашего дирижера, «мозгового центра» и наставника Владимира Поликарповича Гусева. Даже в трудные для коллектива годы ни на минуту не допускала мысль о том, чтобы найти себе более «теплое» местечко. На днях коллективу исполнится 85 лет, хочу пожелать оркестру, то есть всем нам, счастья и новых творческих побед!

Фотографии статьи
Фото с сайта nsk-musik.ru