Над черным бархатом поля
Владимир Тимошенко, механизатор сельхозпредприятия «Ильинское» Доволенского района, заявил мне: «Лучше один раз прокатиться на новом тракторе, чем сто раз услышать восхищенные отзывы о нем», — и распахнул дверцу своего «Кейса»…
Никакой пыли
Красный нос современной машины стремительно плывет над черным бархатом поля. Невольно вспоминаются старые модели тракторов, где хоть в ухо кричи, все равно ничего не слышно. Здесь — негромкая музыка, кондиционер.
На мониторе панели вся необходимая информация — скорость, время, количество топлива. С высоты в большие окна видно все поле. Машина идет мягко, даже не верится, что едем по пашне, а не по гладкому асфальту.
С легкостью современный «Кейс» тянет четыре сеялки, за работой которых следит помощник Александр Чеботарев. На этом поле они сеют смесь овса, гороха, подсолнечника и ячменя на сенаж. Заодно вносят и минеральные удобрения, на которые, чтобы пашня радовала сочной зеленью и хорошим урожаем, руководство сельхозпредприятия денег не жалеет.
— Сеем по 2,5 центнера на гектар. Густовато, — рассказывает механизатор. — Круг по полю сделаем и вновь сеялки засыпаем. Какое-то время, конечно, теряем. На пшеничке веселей дело пойдет…
Следом за комплексом спешит трактор — прикатывает землю, наступая на «хвост» «Кейсу». Но скорость выше 20 километров в час Владимир Михайлович себе уже не позволяет. Здесь, как в известной пословице, поспешишь — людей насмешишь.
— Быстрее сеять на сенаж нельзя, на поверхности много семян остается. А как сейчас, — показал рукой на монитор с цифрами, — ровнее выходит.
Влага есть!
Уже с улыбкой вспоминают ильинские полеводы, как на стареньких тракторах, приготовив по 500 гектаров пашни, не успевали ее засевать. Она высыхала и во время работы пыль столбом стояла что в поле, что в кабине. Сейчас такие гектары как семечки щелкают.
К краю пашни подъехал уазик агронома Александра Горба. Он сейчас каждый день в поле. А сегодня не один — со специалистом-метеорологом Людмилой Епишкиной.
Та в первую очередь проверяет температуру почвы: на глубине заделки семян лишь 5 — 7 градусов тепла. Холодно еще сеять пшеницу. Через пару дней будет норма — 10 — 12 градусов. Но лучше, если земля прогреется до 14 — 16 градусов.
На будущих пшеничных полях в ход идет бур. Нахмурили брови, склонились над железными винтами агроном и метеоролог. Ощупывают образцы. Улыбаются! Влага здесь есть — это радует. Ведь сейчас не так пугают майские низкие температуры, как отсутствие запаса влаги в почве.
— В этом году аномалий в погоде мы не видим, — объясняет Александр Алексеевич, — хотя снега зимой было очень мало. Но прошли первые дожди — это 20 миллиметров осадков. Пробы показали, что влага еще вся в земле. Ее хватит и на всходы, и на кущение, если вовремя посеем. А там уже будем молиться, чтобы дожди пошли…
В поле — всей «артиллерией»
Зато пары в хозяйстве уже зеленеют. Это «любимый» овсюг, пригретый первым теплом, кое-где и однолетние травы вылезли.
— Мы прошлым летом это поле трижды обработали, — рассказывает агроном. — Сейчас оставшийся сорняк взойдет, на предпосевной обработке, когда будем пшеницу сеять, его уничтожим. Потом еще и химпрополку проведем.
В сельхозпредприятии «Ильинское» посевная кампания традиционно занимает две-три недели. Ежедневно руководитель хозяйства Александр Головчун и агроном Александр Горб сдерживают желание механизаторов поскорее выйти в поле всей «артиллерией» — тремя посевными комплексами. Нужно ждать… Пусть хорошее пшеничное семя упадет в теплую и влажную землю.