Построй свою дорогу
Профессиональное образование области переживает второе рождение. Отныне завязанная на нуждах экономики система ориентирована в первую очередь на насыщение рынка труда дефицитными квалифицированными рабочими кадрами. Потребность в них сегодня как никогда высока в дорожно-строительной отрасли. Для решения кадрового вопроса полгода назад на базе Новосибирского техникума автосервиса и дорожного хозяйства (НТАиДХ) был создан отраслевой ресурсный центр с филиалом в Куйбышеве.
Протяженность дорожной сети Новосибирской области составляет без малого 15 тысяч километров. В ближайшей перспективе эта цифра должна значительно вырасти. За этим стоят не только колоссальные объемы инвестирования в отрасль, научные разработки и технологические новинки, инновационные подходы в строительстве дорог. За каждым новым километром — кадры, от уровня квалификации которых зависит качество автотрасс.
На трёх инженеров — два рабочих
Казалось бы, в Новосибирской области дефицита кадров для строительно-дорожной отрасли быть не может. На деле: есть специалисты с высшим образованием, но очень не хватает технологов, прорабов и мастеров строительных участков, квалифицированных рабочих, то есть тех самых профессионалов, руками которых прирастает дорожный километраж, возводятся мосты, виадуки.
Об этом наш разговор с заместителем директора по научно-методической работе Новосибирского техникума автосервиса и дорожного хозяйства, кандидатом технических наук и заслуженным рационализатором России Михаилом РОМАНЧЕНКО.
— Пока кадровый голод в отрасли мы удовлетворяем на 30 — 40 процентов, — говорит Михаил Константинович. — Спрос на выпускников Новосибирского техникума автосервиса и дорожного хозяйства растет день ото дня.
Мы отправляемся на ознакомительную экскурсию. В распоряжении учащихся целых три корпуса с учебными мастерскими и лабораториями, учебный полигон, три автодрома, где ребята учатся управлять автотранспортными средствами и дорожно-строительной техникой самого современного образца, — такого уровня технологии на вооружении только у крупных компаний.
— Мы обучаем по опережающей схеме, с учетом модернизации техники и технологий автодорожного строительства, нанотехнологий, внедрение которых идет на предприятиях, — рассказывает Михаил Романченко. — Наш техникум имеет парк новой современной техники: это автогрейдер, каток, бульдозер, экскаватор, погрузчик (производства «Catterpiler»), автовышка (производства «Wirtgen»). В учебном процессе используются современные тренажеры-симуляторы экскаватора и асфальтоукладчика производства США и России.
Учащиеся и выпускники техникума могут гордиться не только пятерками и зачетами. Но и частичкой своего труда, вложенного на практике — в строительстве участков действующих автодорог, в том числе Северного обхода.
Своя автозаправка и СТО
— С прошлого года в регионе действует Комплексная региональная программа развития профессионального образования. Вы ощутили на себе реальные перемены?
— Только в этом году наш техникум получил грант в размере 13 миллионов рублей, а всего по программе планируется выделение более 70 миллионов рублей. На эти средства созданы лаборатория геологии и дорожно-строительных материалов, лаборатория оборудования дорожно-строительных машин и лаборатория технической эксплуатации автотранспорта. Оснащены по последнему слову техники кабинеты, запущены учебные автозаправочная станция и станция технического обслуживания автомобилей.
— А какова реальная потребность в выпускниках техникума?
— В новом учебном году, согласно государственному заданию, нам предстоит выполнить набор в количестве 525 обучающихся (и это только на очное отделение, не считая заочного и обучения в ресурсном центре). С января этого года ресурсным центром НТАиДХ уже подготовлены 272 специалиста по наиболее востребованным направлениям: крановщики, бульдозеристы, машинисты автогрейдеров, стропальщики, слесари по ремонту автотехники и так далее. Причем только 75 человек проходили обучение по бюджету, остальные — внебюджетники, в том числе по направлению от центров занятости, строительно-дорожных компаний и дорожно-эксплуатационных предприятий. Это говорит о том, что профессии, которым обучают в техникуме, высоко востребованы. В этом году в техникуме прошли переподготовку специалисты Маслянинского ДРСУ и ООО «Сибмост».
— Где трудоустраиваются выпускники техникума?
— Задача ресурсного центра — качественно готовить кадры для дорожно-строительной отрасли региона. Договоры о социальном партнерстве заключены с предприятиями «Новосибирскавтодор», «Фэцит», «Континент» и «Крайс-с».
ДОСЛОВНО
Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— Работодатели, подписавшие соглашения о создании и обеспечении деятельности ресурсного центра, становятся непосредственными участниками организации образовательного процесса. При этом должно быть четкое соотношение потребностей работодателей с качеством подготовки работников.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства ведет обучение по специальностям среднего профессионального образования:
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
- техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
- сервис на транспорте (автомобильном);
- операционная деятельность в логистике.
Также проводится обучение и по профессиям начального профессионального образования: автомеханик, машинист дорожных и строительных машин, машинист крана (крановщик), тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.