В чём счастье педагога?
На первом месте стоит требование, чтобы молодой специалист был востребован на рынке труда
Каждый второй выпускник Новосибирского педагогического университета работает не по специальности. Почему? Встреча губернатора Василия Юрченко со студентами НГПУ была посвящена перспективам их трудоустройства.
Куда «растворяется» выпуск?
— В 2012 году мы направим в эту сферу почти 18 миллиардов рублей, — подчеркнул Василий Юрченко. — И очень важно, чтобы каждый вложенный рубль давал максимальный эффект. Уверен, что изменение подходов, методов работы, организационно-штатной структуры в целом должны дать положительный результат.
Речь идет о тех глобальных преобразованиях, которые сегодня переживает система образования региона. Модернизация несет в себе не только обновление материально-технической базы. Подходы меняются: на первом месте стоит требование, чтобы молодой специалист был востребован на рынке труда. Педагогические кадры — в том числе.
О чем говорит тот факт, что 60 процентов выпускников солидного вуза работают не по специальности? О том, что изначально ребята выбрали не ту профессию? Выходит, время, потраченное в стенах вуза, и средства на обучение ушли впустую?
Не в часах счастье, а в их количестве
Между тем экономике нужны специалисты. Рабочие профессии — острее всего. Старшее поколение еще в строю, но пройдет совсем немного времени, и трудовую вахту передать просто-напросто будет некому. Если кадровая проблема в промышленном и сельхозсекторе с передачей учреждений профобразования в ведение минтруда решается, то в сфере подготовки педагогов вопросов пока больше, чем ответов. Особенно, когда разговор заходит о сельских школах.
В отдаленных селах альтернативы стареющему педагогическому коллективу просто нет. Туда учительствующую молодежь и 25-процентная прибавка к заработной плате — «за молодость» — не привлекает. К слову, это сумма порядка 2000 — 3000 рублей.
Фабрика управленцев
Как верно заметил губернатор, педагогов на селе надо закреплять не только зарплатой, но и другими социальными гарантиями, которые с будущего работодателя имеют право требовать молодые учителя, выпускники педвуза.
За четверть часа до приезда губернатора беседую с группой будущих выпускников института молодежной политики и социальной работы. Спрашиваю: кем и где, собственно, вы можете работать? И что как педагоги будете преподавать? Молодежную политику? Конечно, лукавство с моей стороны. Но все-таки больше — провокация.
Оказалось, что ребята нацелены работать методистами, завучами по воспитательной работе. Есть возможность остаться преподавать педагогическую науку в стенах альма-матер.
— А в сельской школе?
— Я бы рассмотрела перспективу вернуться в родной Ордынский район, — говорит студентка четвертого курса Анна Вайрих. — Но где гарантии, что предложат и рабочее место, и жилье?
У меня возник вопрос, на который вряд ли кто ответит искренне: зачем нам столько завучей и прочих специалистов в сфере администрирования воспитательного процесса, когда не хватает предметников?
Там солнечно, но мне туда не надо
Как выяснилось, хватает всех предметников на выпуске из вуза. Но они растворяются в областном центре, как сахар, в чае.
— В Болотнинском районе сегодня готовы предоставить жилье четырем учителям: физику, биологу, химику и математику, — сообщил глава региона. — Кто поедет на село работать?
Из нескольких десятков присутствующих нашлась одна — все та же Аня Вайрих из Усть-Луковки Ордынского района, по которому среди вакансий, обеспеченных жильем, методистов и заведующих по воспитательной работе нет.
Анатолию, студенту-историку, губернатор предложил отправиться в Венгерово, где помогут и с жильем, и с обустройством. Парень смутился не на шутку. Нет, ему нужно место в Новосибирске.
К началу прошлого учебного года региональное минобразования публиковало на сайте подробную информацию по вакансиям для учителей конкретно по городам и районам. Так, город Обь, которому требовалось 18 педагогов по различным предметам, заявлял готовность оплачивать половину суммы по найму жилья. Наукоград Кольцово, Бердск и Искитим по жилью не обещали ничего. Зато село Земляная Заимка Чановского района учителям информатики, математики, а также русского языка и литературы было готово предоставить отдельные квартиры.
Мы нашли массу деревень, где молодой учитель обзаведется и крышей над головой, и хозяйством. Больше заявок по предметникам естественно-научного направления. Кому интересно, вот адрес в интернете: http://edunso.ru/node/1730. Многие педагогические вакансии, обеспеченные жильем, до сих пор пустуют.
Кто музыку заказывает, тот и танцует
Между тем рядом со многими селами есть крепкие крестьянские хозяйства. Точки соприкосновения аграриев и образования найдутся.
Во-первых, муниципалитеты, поскольку видят социально-экономическую карту в полном масштабе, могут выступить в роли модератора в переговорном процессе между крупным сельхозформированием и школой: к примеру, о выделении жилья семье, где один из супругов — механизатор, а второй — учитель математики. Нет таких? Обучить. Тем более аграриям сегодня по всем направлениям зеленый свет. И хорошо бы своих обучать, чтобы родились и выросли на земле. Иного пути не видится. Задача удержать сельскую молодежь куда перспективней, чем заманивать в деревню избалованного городского жителя.
К слову, глава региона предложил систему обучения за счет бюджета, принятую для решения кадрового вопроса в аграрном секторе, опробовать в сфере образования. Муниципалитет заказывает вузу педагогов под конкретные рабочие места, отправляет учиться местных ребят и оплачивает их обучение с условием отработать положенный срок там, куда распределят.
В ситуации же, когда студенты сами платят за учебу, они сами и выбирают, где им жить и работать. Не деньги их прельщают, не квадратные метры. Отсутствие голой меркантильности — это даже хорошо. Это радует. Вот только зачем идти учиться на педагога, если учитель — не твоё призвание? Мне лично так и непонятно…
ПОСТСКРИПТУМ
В село Яркуль Усть-Таркского района требуется учитель математики. А скоро понадобится и преподаватель иностранного языка. Это мы выяснили из разговора по телефону с директором Яркульской школы Верой Тыртышной.
— К сожалению, вакансия математика до сих пор не занята, — говорит Вера Давыдовна. — Ни одного звонка. Выходим из положения, перераспределяя часы между другими учителями. Мы готовы предоставить квартиру. Но это не коттедж, удобства на улице. Зато если семейные, то работа для обоих найдется и садик для ребенка есть — при нашей школе организована группа. А дети у нас какие! Не испорченные городскими соблазнами, приветливые и трудолюбивые.
Жаль, правда, что все эти деревенские мальчишки и девчонки вырастают и улетают. Те же яркульские ребята, кто поступает в том числе и в педуниверситет, возвращаться домой, как правило, не планируют. А если такое и случается, то молодые учителя поработают лет пять, наберутся опыта, повысят квалификацию и все равно стараются поближе к центру перебраться.
Но если не найдутся достойные инструменты для привлечения учителей в село, то образовательный процесс не сможет оставаться полноценным. Так кто же возьмется учить деревенских ребят? Этот вопрос относится к моральной или все же материальной сфере?
ФАКТ
Правительство области обеспечило размер зарплаты работников сферы общего образования на уровне средней по экономике. В 2011 году повышение составило 20 процентов, в марте текущего года зарплаты выросли еще на 6,5 процента.