USD 102.2911 EUR 105.0893
 

За пределами песочницы

Людмила ХАРЛАМЕНКО
Научить читать или считать ребёнка в раннем возрасте —  ещё не значит развить его. Фото Михаила ПЕРМИНА
Научить читать или считать ребёнка в раннем возрасте — ещё не значит развить его. Фото Михаила ПЕРМИНА

Специалисты убеждены: в раннем развитии ребёнка главное — не перегрузить его

Как-то одна знакомая пожаловалась: стали они с мужем двухлетнего сынишку водить на занятия в школу раннего развития. Через некоторое время малыш порадовал маму с папой первыми успехами: молчаливый Максимка стал более общительным и заговорил предложениями. Знакомая решила поделиться радостной новостью с родителями и позвонила им. То, что молодая женщина услышала в ответ, огорчило её. «Зачем издеваетесь над ребёнком? Всему своё время. Пусть сначала на горшок ходить научится», — возмутились бабушка с дедушкой.

Без фанатизма
Стремительно набирающий обороты XXI век открыл перед молодыми родителями новые горизонты: сегодняшние мамы и папы едва ли не с первого месяца жизни обрушивают на своего малыша потоки информации, современные дети осваивают буквы и цифры раньше, чем учатся ходить.

Мода на раннее развитие распространилась на многих родителей крупных городов. Доступную информацию о методиках легко можно найти в интернете. А в любом «Детском мире» — все необходимые пособия. Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос «зачем все это делается?» разумного ответа так и нет.

«Моя дочь уже в 3 года читает...» — «А мой сын — в 2 считает», — хвастаются их мамы друг перед другом.

— В этом случае говорить о понятии «развитие» ошибочно. Умение читать в три года ещё ни о чём не говорит, но если в пять лет в незнакомом коллективе ребёнок не может озвучить свои желания — это повод бить тревогу. Раннее развитие не должно зацикливаться в первую очередь на развитии интеллекта. Если ребёнок перед походом в сад не имеет социальной адаптации, так или иначе ему придётся столкнуться с проблемами, которые в свою очередь затормозят его интеллектуальное развитие, — говорит Елена Корченко, методист детского сада «Рябинка».

По мнению специалиста, научить ребёнка — не значит развить его. Часто мамы и папы свои желания выдают за потребности детей, забывая, что их двух-трёхлетний малыш такой же человек, как и они сами. Сама помню, сколько страданий приносило в далёком детстве желание родителей поставить меня на табуретку, чтобы прочитать собравшимся вокруг взрослым набивший оскомину стишок.

— Здесь главное — не переборщить. Во главу любых обучающих занятий нужно ставить интерес самого ребёнка. Например, то же чтение не превращать в пытку: «Если ты не прочитаешь 20 страниц, то мы не пойдём в кино». Девиз раннего развития — давайте знания, ребенок сам выберет, что ему нужно. Девиз развития — следуйте за потребностью, отвечайте на запросы (и вопросы!). И не стоит забывать правило номер один: море любви и ни грамма фанатизма, — советует Елена Петровна.

Лепить, а не исследовать розетку
Доказано, что к четырём годам ребёнок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться в будущем, к школе же у него остаётся лишь 25 процентов от начальных возможностей. Чем раньше вы начнёте развивать наклонности малыша, тем лучше. Однако даже самые добросовестные в вопросах дополнительного развития родители не способны привить малышу полноценный социальный навык. Общение в песочнице со множеством детей — это весьма ограниченный социальный контакт, ведь на детской площадке каждый в основном занят собственными интересами.

Совместную деятельность широкого спектра предлагают детям центры раннего развития. Согласитесь, гораздо лучше, когда ребёнок при познании мира занят, к примеру, совместной лепкой, рисованием, чем исследованием розеток в квартире.

— Родители хотят хорошо подготовить ребёнка к школе. Но дома часто может возникнуть ситуация, когда дети отказываются воспринимать маму и папу как педагогов. С родителями они охотнее делают домашние дела, играют, гуляют, отдыхают. А учиться могут отказаться. Лучше ребята овладевают знаниями в группе, — говорит Наталья Копылова, педагог школы раннего развития новосибирской городской общественной организации «День аиста».

Сегодня школу раннего развития без труда можно найти буквально во дворе своего дома. В одном из справочников по Новосибирску я нашла информацию о 130 центрах раннего развития и дошкольного образования детей. Группы раннего развития очень разнообразны. В специализированных центрах есть все условия для развития малыша, и не всякий родитель оборудует детскую всевозможными предметами. Здесь в наличии и массажные коврики, и шведская стенка, сенсорные блоки и мягкие модули, музыкальные инструменты. И не в каждой квартире можно свободно плескаться в воде и вволю бегать и прыгать.

— Групповые занятия лучше всего начинать с ребятишками в возрасте от полутора лет: они уже разговаривают, могут танцевать, подпевать. В этом случае образовательная программа ни в коем случае не должна быть насыщена цифрами и буквами. Это совершенно не нужно маленьким детям. Хорошо, когда занятия ориентированы на народное творчество. Игры-потешки, хороводы — всё это из народной культуры, которая нам дана, — объясняет Наталья Копылова.

Ещё одним аргументом в пользу центров раннего развития является то, что родители зачастую не представляют, чем занять собственного ребёнка. В группе раннего развития предоставляется широкое поле для деятельности малыша. Причём с учётом возраста и желаний ребёнка. Для родителей важно определиться с выбором центра и группы, тогда занятия принесут малышу неоценимую пользу, научат его общаться, действовать в коллективе, помогут расширить кругозор, выявить и развить его таланты.

ФАКТ
Исследования психологов показали: дети, родители которых читают им вслух книги, имеют лучшую грамотность и более развитые языковые навыки к моменту школьного обучения.