USD 98.5336 EUR 102.6852
 

Резерв карман не тянет

Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА
Коллаж Никиты СЕНАТОРОВА

Областная копилка могла бы составить 7 миллиардов рублей

В Новосибирской области вскоре начнёт создаваться страховочная финансовая «копилка». Бюджетный комитет Законодательного собрания области поддержал проект Закона «О Резервном фонде Новосибирской области».

Без подушки небезопасно
Опыт резко нагрянувшего кризиса 2009 года, когда экономика региона за два месяца «просела» на 16 миллиардов рублей, заставляет серьёзно задуматься о необходимости уверенной финансовой страховки. В трудный период она по крайней мере поможет без проблем исполнить расходные обязательства области. О направлении средств фонда на какие-то дополнительные расходы, не предусмотренные законом о бюджете, конечно, речи не идёт. Что и говорить, очень хочется надеяться, что финансовая ситуация 2009 года не повторится. Но уже сама возможность создания Резервного фонда только подтвердит финансовую состоятельность региона, вне зависимости от внешних потрясений.

Как пояснил депутатам министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, цель законопроекта — создание механизма преодоления кассовых разрывов, обусловленных цикличными экономическими спадами. Предельный размер Резервного фонда предлагается ограничить на уровне 10 процентов собственных доходов областного бюджета. То есть, если бы областная «копилка» была создана уже в 2012 году, она равнялась бы примерно 7 миллиардам рублей. Общероссийский Резервный фонд планируется формировать в пределах 7 процентов валового внутреннего продукта страны. Стратегию создания резервных фондов на уровне Федерации и регионов поддержало российское правительство. При этом федеральный бюджет не будет задействован в создании финансовых «подушек безопасности» для субъектов.

Виталий Голубенко подчеркнул, что совсем не обязательно Резервный фонд Новосибирской области должен быть целиком сформирован в 2012 году.

— Данный законопроект нужен для того, чтобы создать возможность формирования Резервного фонда законодательно. На самом деле это будет поэтапная работа и, по сути дела, при написании бюджета на очередной финансовый год и плановый период мы сможем в рабочем порядке принимать решения о формировании и объёме Резервного фонда. Запас ресурсов нужен. В критических ситуациях он поможет вовремя и эффективно переориентироваться, понять, какие целевые программы можно приостановить, — сказал Виталий Голубенко.

Копят все — от семьи до региона
Противников создания Резервного фонда области среди депутатов комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности не оказалось, однако сомнения прозвучали.

Заместитель председателя комитета Сергей Канунников как аргумент для соблюдения осторожности при принятии решения привёл статистику: из 83 субъектов Российской Федерации такие фонды существуют только в 17. По мнению председателя комитета Виктора Осина, Резервный фонд вряд ли будет использоваться для покрытия кассовых разрывов, его назначение — форс-мажорные обстоятельства.

По мнению заместителя председателя бюджетного комитета Валентина Сичкарёва, к счастью, в последнее время жизнь не заставляет нас в пожарном порядке искать запасные финансовые источники. Но создавать Резервный фонд всё же нужно, чтобы не рисковать финансовым благополучием региона. При этом прорабатывать механизм создания и действия фонда нужно, в том числе опираясь на мнение большого количества авторитетных людей, опытных руководителей.

— Закон необходим. В любой семье, организации, в обществе в целом имеется определённая возможность накапливать резерв — готовить «подушку безопасности», которая в любой момент позволит преодолеть проблемы собственными средствами. Что касается источников формирования фонда и его направленности, то по мере действия закона в него можно будет внести коррективы, — высказал свою позицию первый заместитель председателя Законодательного собрания Евгений Покровский.

Комитет рекомендовал законопроект «О Резервном фонде Новосибирской области» для рассмотрения в первом чтении на сессии Законодательного собрания.

СПРАВКА
В качестве источников формирования Резервного фонда предлагается использовать 30 процентов свободных остатков собственных средств, переходящих с предыдущего финансового периода, 50 процентов сверхплановых поступлений собственных доходов, которые будут фиксироваться по итогам исполнения бюджета в течение года поквартально. Третий источник — более вариативный. Если в перспективе появится возможность размещать средства Резервного фонда на депозите, то соответствующие доходы от их размещения также будут направляться на формирование фонда.