Срубить деревья или спасти дорогу?
Алтай станет ближе
На стыке прошлого и нынешнего веков была построена дорога на Томск через Колыванский район, приведена в нормативное состояние дорога на Ленинск-Кузнецкий, и, по сути, лишь южное направление в регионе оставалось единственным необустроенным — от Кирзы Ордынского района до границы с Алтайским краем шла грунтовая дорога протяжённостью более 26 километров. Сама жизнь заставила начать строительство здесь новой трассы.
Направление это перспективное для развития социально-экономических отношений с Алтайским краем, Казахстаном, республиками Средней Азии: здесь проходит транзитный путь для доставки овощей и фруктов через нашу область, да и из центральных районов Алтайского края добираться в Новосибирск по данному участку гораздо ближе, чем через Барнаул или Карасук.
Срубить деревья или спасти дорогу?
В прошлом году генеральный подрядчик стройки — «Новосибирскавтодор» — начал исправлять ситуацию: первый пусковой участок протяжённостью 9,3 километра от Кирзы до Спирино был сдан осенью 2011 года. В этом году запланировано сдать 10,3 километра, а в 2013-м — год завершения строительства дороги — останется участок протяжённостью чуть более 6 километров. Из-за подготовительных работ на этом участке и возникают вопросы у населения.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов, общаясь с корреспондентом «Советской Сибири», не отрицал, что на значительном протяжении третьего пускового участка (те самые 6 километров. — Ред.) пришлось прорубить просеку для нового створа дороги. Старый участок проходит в непосредственной близости от берега водохранилища, который ежегодно подмывается и движется в сторону дороги. Ради сиюминутной выгоды можно было бы проложить асфальт по старой колее, но если мы думаем о будущем, по мнению министра, делать этого нельзя ни в коем случае.
Новый створ трассы не только будет расположен дальше от берега Обского моря, но и сама дорога будет максимально прямой, с практически неограниченной видимостью и повышенным скоростным режимом. Лес, безусловно, рубят, но, как говорил в кулуарах один большой лесной начальник, его для того и сажают, чтобы потом вырубать и превращать в полезный для людей продукт: дрова, стройматериалы, бумагу, наконец.
Успеть до сентября
...После того как проезжаешь Кирзу, начинается дорога высшего качества, ехать по которой — одно удовольствие: прямая, широкая, без ям и колдобин. Чтобы почувствовать разницу, попросили водителя проехать по старой дороге на отрезке строящегося второго пускового участка. Пыль, тряска, временные потери и повышенная амортизация автомобиля. Рядом с пока ещё действующей дорогой, по которой передвигается не только легковой и большегрузный транспорт, но и пассажирские автобусы, — высокое и широкое основание для новой магистрали.
Работа кипит: снуют грузовики с песком, катки утрамбовывают основание, тут же работают геодезисты. Инженер-геодезист «Новосибирскавтодора» Антон Неволин объясняет, что занимается разбивкой оси трассы, — чтобы она была прямая и ровная. Антон на точке смотрит в теодолит и отдаёт по рации команды помощнику, находящемуся за 500 метров. Чтобы прострелять этот участок по центральной оси, нужно около часа, потом на следующий, потом оси по обочинам. Это только кажется, что парни просто стоят на месте и разговаривают, — всё очень серьёзно. Когда они завершат свою работу, начнётся устройство дорожной одежды: отсыпка щебня, потом чёрного щебня и лишь затем — асфальт.
— Примерно ещё на метр дорога поднимется, — говорит Антон.
Напряжённый график и у газоэлектросварщика мостоотряда № 96 ОАО «Сибмост» Георгия Милинчану. Как он сам говорит, нужно успеть сделать мосты — их будет два на ПК-2 — до сентября. Успеют или нет, даже не обсуждается.
— Мы этой зимой в Рубцовске мост строили, — говорит Георгий, ловко рихтуя кувалдой одну из свай, — так в минус 45 работали. 15 — 20 минут работаешь, потом заходишь греться, а другие выходят. И ничего, уложились в срок. И здесь успеем…
Напомним, что, по словам Николая Симонова, время сдачи второго пускового участка определено — 15 октября. Плюс-минус несколько дней, но в любом случае к началу осенне-зимней непогоды машины уже пойдут по новой дороге.
Реальная польза
Доехали мы и до просеки, посмотрели на то место, где дорога проходит рядом с берегом. Признаюсь честно, сердце ёкнуло во втором случае. Потому что сворачиваешь с дороги в сторону — и словно на свалку попадаешь. Мы говорим: лес рубят, но, повторюсь, его рубят для благого дела. А своим безразличием, нежеланием убрать за собой мусор или нормально затушить костёр мы наносим лесу гораздо больше вреда.
А если говорить о пользе, то она очевидна, и не только для автомобилистов. Скоро изменится качество жизни для жителей сёл Антоново и Усть-Алеус, к которым от трассы сделают асфальтированные подъездные дороги. За счёт этой стройки буквально ожил каменный карьер в Шайдурово (Сузунский район). Столько щебня, как последние два года, там и в советские времена не добывали. Будет дорога, оживёт и жизнь рядом с ней — это аксиома. Словом, плюсов немало, и они реальные. Конечно, никто не запретит отдельным гражданам страдать о вырубленном лесе. Но логика некоторых недовольных выглядит в реальности странно. Не строят дорог — плохо, начали строить — ещё хуже.
ФАКТ
На ряде участков строящейся трассы вместо песчаной прослойки толщиной более 20 сантиметров будет использоваться трехсантиметровая прослойка материала пеноплэкс, который за счёт своих термоизоляционных качеств защищает пучинистые грунты земляного полотна от промерзания.