USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Поклонение высокому

Александр ЖАГОРОВ

В первом отделении по сложившейся уже традиции выступили члены жюри. Так, в исполнении заслуженных артистов РФ Александра Шустина, Даниила Мееровича и Владимира Стопичева (все — представители Санкт-Петербурга) в сопровождении симфонического оркестра студентов НГК под управлением заслуженного деятеля искусств РФ профессора Виктора Минасяна выразительно прозвучали Сюита Аттерберга, музыка Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера» для скрипки и альта, а также вторая часть Концерта для альта И. Х. Баха. Оркестр в первом отделении очень чутко аккомпанировал солистам мягким благородным звуком, создавая цельную картину исполняемых сочинений.

Во втором отделении симфонический оркестр под руководством Минасяна исполнил Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича. Гениальная музыка этого сложнейшего сочинения произвела огромное впечатление, получив большой эмоциональный резонанс у многочисленных слушателей, в том числе профессиональных музыкантов нашего города. Ведь, написанная в 1937 году, она принадлежит к тем произведениям симфонической музыки, которые смело можно называть документом эпохи, историческим свидетельством мыслей и чувств людей, переживших годы сталинских репрессий. Представители старшего поколения еще помнят это время, молодежь же знает о нем по рассказам, фильмам и книгам. В творчестве Шостаковича эта симфония является классическим образцом стиля композитора, который получил столь яркое выражение именно в конце 30-х годов прошлого века.

Музыкантам студенческого оркестра под руководством дирижера, на наш взгляд, удалось воплотить как суровое дыхание эпохи, так и грандиозность замысла этого замечательного произведения. Трагическая сосредоточенность мысли, медленное развертывание событий первой части передавались исполнителями в высшей степени напряженным и ярким тембром струнных, а в марше — блестящей и плотной звучностью медных инструментов. Проникновенные соло деревянных особенно потрясли в медленной, третьей, части симфонии. Тонкое слышание всех голосов фактуры, напряженность интонирования, глубокое понимание замысла композитора — большая заслуга оркестра и его художественного руководителя Виктора Минасяна, показавшего себя тут не только высоким интерпретатором исполняемого сочинения, но и музыкантом, умеющим сполна раскрыть философскую глубину произведения.

Едва отзвучали последние аккорды, слушатели устроили исполнителям бурную овацию. Криками «браво» они передавали свой восторг и восхищение. Словом, день исполнения Пятой симфонии гениального композитора и гражданина XX века Дмитрия Шостаковича, музыка которого является неиссякаемым духовным источником для всего человечества, надолго останется в памяти новосибирцев.

Спасибо за этот прекрасный концерт дирижеру, музыкантам, искренняя благодарность ректору Новосибирской консерватории профессору Константину Михайловичу Курлене, всему коллективу преподавателей за воспитание подрастающего поколения. Слушая студенческий оркестр, я испытывал гордость за талантливую молодежь, наш родной город, ту атмосферу подлинной культуры, которая в том числе и их усилиями бережно хранится здесь.

КСТАТИ
Обращаясь к традиционному жанру симфонии, история которой к тому времени насчитывала уже 200 лет, гениальный композитор многое здесь переосмыслил. Все части его Пятой симфонии — от первой до финала — объединены общими интонациями. Эта цельность приводит к грандиозному финалу, смысл которого в преодолении трагического и утверждении мощи человеческого духа и героического начала. Известно, что при первом исполнении Пятой симфонии в большом зале Ленинградской филармонии люди, сидевшие в зале, постепенно начинали подниматься с мест, таким образом, финал все слушали стоя. Есть ли в истории музыки еще такие примеры?

ФАКТ
На прошедшем недавно во Владивостоке VII Международном конкурсе молодых исполнителей в номинации «Симфоническая музыка» студенческий симфонический оркестр НГК под управлением Виктора Минасяна удостоен главной награды — Гран-при.