USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Алексей Беспаликов: «Для нас партия – это наш регион»

Марианна ДАНИЛОВА
Фото Ивана ПЕТРОВА
Фото Ивана ПЕТРОВА

О роли института сенаторов и о том, какие изменения грядут в порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, — наш разговор с представителем в Совете Федерации от правительства Новосибирской области Алексеем БЕСПАЛИКОВЫМ.

Жизнь фильтрует законы
— Алексей Акимович, расскажите о роли Совета Федерации в государственной системе в целом. Чем работа Совета Федерации в части инициирования, разработки, подготовки законопроектов отличается от работы Государственной думы?

— Государственная дума — это политический орган, она формируется партиями и работает по партийному принципу, то есть каждый депутат проводит прежде всего партийное решение, даже когда он с ним внутренне не согласен. В Совете Федерации партийности нет. Он комплектуется двумя представителями от каждого субъекта Российской Федерации. Один сенатор выдвигается законодательным (представительным) органом, второй — органом исполнительной власти региона. Сейчас у нас 83 субъекта и 166 сенаторов, и для нас партия — это наш регион.

Конечно, у Совета Федерации и Государственной думы разные меры ответственности, разные полномочия. Совет Федерации может остановить любой закон, принятый Госдумой, и такие прецеденты были. В ходе избирательной кампании по выборам депутатов в парламент за год до голосования началось лоббирование законодательных инициатив со стороны партий. Тогда из Государственной думы в Совет Федерации поступило более 400 законов, из которых прошли только 15. К примеру, была отклонена инициатива об одинаковом наименовании всех российских муниципальных образований и представительных органов всех уровней. У нас более 50 тысяч муниципальных образований, и чтобы принять этот закон, нужно было бы внести изменения в десятки законов, изменить 50 тысяч уставов, а также множество бланков, штампов, удостоверений...

Мы в Совете Федерации смотрим законы с точки зрения жизни — как они будут применяться на практике. Именно поэтому Совет Федерации формируется из очень опытных людей. Узаконивать нужно то, что складывается по жизни, а не придумывать такие законы, которые нельзя исполнить. Прежде чем принимать серьёзные решения, нужно их опробовать. Первый такой эксперимент был проведён в Новосибирской области и Ставропольском крае при внедрении закона об общих принципах организации местного самоуправления. За два года до вступления закона в силу мы начали его реализовывать и, как говорится, столько нахлебались! Потом было сделано очень много поправок, зато впоследствии вся Россия перешла на него безболезненно.

— По сути, это экспертиза?

— Нет, скорее жизненный фильтр. К нам на заседания приходят юристы, министры и их заместители, и они соглашаются с нашими рассуждениями о том, как та или иная инициатива будет применяться. К примеру, мы долго рассуждали, должно или не должно быть министерство национальностей. В нашей Новосибирской области нормально уживаются украинцы, белорусы, татары, немцы, азербайджанцы, грузины, коренные народности и многие другие национальности. Все мы сибиряки, у всех нас нормальные взаимоотношения. Нарушить этот баланс каким-нибудь неосторожным решением нельзя. Поэтому к законам нельзя подходить с мерками политического клуба.

Важны опыт и ответственность
— Как формируется Совет Федерации и как вы относитесь к идее выборности сенаторов?

— Я не согласен с предложениями о том, чтобы формировать Совет Федерации путём прямых выборов. Однажды сенаторов избирали и даже называли депутатами Совета Федерации — в него тогда вошло около 80 процентов москвичей. Думаю, если будет выборность, любой гражданин сможет стать членом Совета Федерации, вне зависимости от того, где он живёт и работает. А нам очень важно, чтобы интересы всех субъектов представляли именно их жители, знающие и понимающие проблемы конкретного региона. Сенатор должен чувствовать ответственность перед своим субъектом.

После того как были приняты предложения об изменениях порядка комплектования Совета Федерации, внесённые президентом, в Совет стали активно приходить представители регионов. По действующему ныне порядку, чтобы стать членом Совета Федерации, надо быть избранным на территории субъекта. Сегодня предлагается ещё обновить порядок формирования этого органа. В декабре 2011 года Валентина Матвиенко создала комиссию по разработке соответствующего нового закона, и на днях его проект был размещён на нашем сайте для открытого обсуждения. Новый закон о формировании верхней палаты парламента предусматривает: членом Совета Федерации не может быть гражданин моложе 35 лет, Совет Федерации формируется из людей, которые прошли выборы в региональные парламенты. Представитель от Законодательного собрания обязательно должен быть его депутатом и последние пять лет должен прожить на территории того субъекта, от которого он представлен в Совет Федерации.

Второго сенатора будет представлять губернатор, и порядок будет следующим. В период выборов на должность главы региона (как известно, процедура всенародных выборов на этот пост возвращается) три кандидатуры в Совет Федерации должны быть вписаны в бюллетень для голосования за кандидатуру губернатора и избираться вместе с ним. Таким образом, люди проголосуют за главу региона и одновременно за представителя от субъекта в Совете Федерации. Избранный губернатор внесёт на должность сенатора от областного правительства ту кандидатуру, которая наберёт больше всего голосов.

Сообща о главном
— Поддерживаются ли сенаторами особые отношения с депутатами Госдумы от Новосибирской области? Возможно ли у вас создание некой неформальной коалиции для решения частной проблемы нашего региона? К примеру, по выделению дополнительных средств из федерального бюджета на строительства метро?

— С депутатами Госдумы мы работаем в противофазе. К примеру, на этой неделе они проводят пленарные заседания, принимают законы в третьем чтении и разъезжаются по своим регионам. А мы, сенаторы, будем работать в Москве над принятыми депутатами законами на следующей неделе. Так что собрать нас вместе достаточно сложно. Мы с депутатами Госдумы от Новосибирской области — представителями разных партий — периодически собираемся на встречу у председателя Законодательного собрания. Несмотря на то, что из-за разных приоритетов каждой политической фракции договариваться бывает достаточно сложно, по таким стратегическим вопросам, как строительство метрополитена, третьего моста, мы работаем сообща, вместе лоббируем интересы региона.

— Кому подотчётен Совет Федерации? Есть ли у вас обязательства держать отчёт перед каким-то органом власти?

— В Конституции понятие «отчётность» за сенаторами не закреплено. Но, поскольку я направлен от Новосибирской области, я, конечно, обязан встречаться и с областным правительством, и с депутатами всех уровней, и с населением. Мне очень важно знать, чем живёт область. И, конечно, я должен лоббировать интересы своей территории, поэтому все законы, особенно когда они касаются финансов, налогов, имущества, я читаю ещё и с точки зрения жителей Новосибирской области. Что они приобретут или потеряют с принятием того или иного закона? Я не проголосую ни за один закон, если регион что-то потеряет от его принятия. Поэтому я часто встречаюсь с губернатором, с депутатами всех уровней, участвую в работе сессий Законодательного собрания Новосибирской области, провожу выездные приёмы, в том числе в районах Новосибирской области.

— С какими вопросами к вам чаще идут?

— На удивление, никто не идёт с вопросами о принятии законов. На приём приходят с житейскими проблемами — жильё, здравоохранение, медицина, льготы, жалобы, отказ в выделении земельных участков. Если люди уже прошли несколько инстанций и не получили однозначного ответа на свой вопрос, они не знают, к кому обратиться. Как сенатор, я стараюсь помочь. Как правило, я даю три варианта ответа: либо решение проблемы невозможно, либо её можно решить только в судебном порядке, либо за решение берусь я сам. По-моему, для человека очень важно снять неопределённость, и я рад, что, не будучи свободным от обязательств выборного процесса, могу отвечать людям честно.

ФАКТ
Новосибирская область стала первым регионом в России, где начали выдавать USB-ключи с электронной подписью — аналогом собственноручной подписи гражданина.