Музыка без фальши
— Мне вдруг показалось, что столь высокая, мощная музыка в сочетании с очень простой бытовой историей может дать впечатляющий эффект. Это сочетание несочетаемого для меня стало пари, которое я заключил сам с собой. И я стал искать историю.
Вариантов сценария было много, но в итоге история была найдена настолько обыденная, что многие из первых зрителей, сбитые с толку, принялись искать в ней второе дно, метафоры, подтексты…
— Я подумал: по какому поводу в фильме может постоянно звучать музыка? И понял, что это возможно, если мы показываем репетицию оркестра, — комментирует Лунгин. — Вот музыканты готовятся к своим партиям, вот главный человек — дирижер, в голове которого постоянно звучит музыка. А ведь в этот момент герои проживают и кусочек своей личной жизни, кусочек драмы. И эта драма начинает рифмоваться с пасхальной ораторией…
А сюжет такой. Главный герой — дирижер Вячеслав Петров — богат, знаменит, востребован. Он живет насыщенной духовной жизнью, его творчество светло, высоко и прекрасно. Но, оказывается, погруженный в музыку, Петров проходит в жизни мимо самого главного — он теряет связь с сыном. Отпрыск Саша — художник. Творческие метания забрасывают его то на Гоа, то в Израиль. Наркотики, богемная жизнь, постоянное выклянчивание денег у отца… Петров страшно разочарован и бросает сына на произвол судьбы, отказывая ему в помощи. А затем из Израиля приходит страшный факс, и дирижеру приходится ехать на Землю обетованную не только с тем, чтобы дать там концерт, но и чтобы поставить финальную точку в отношениях с сыном. В поездке дирижера сопровождает оркестр. И каждый из этих людей мелок и слаб по-своему. Один боится, что его заменят в оркестре, поэтому впадает в приступы ярости, лести, самодовольства и лизоблюдства. Семейная пара (Карен Бадалов и Инга Оболдина) переживает кризис в отношениях, да такой, что муж спешит зарегистрироваться на рейс раньше жены, чтобы не сидеть в самолете с ней рядом. Она религиозна, он — атеист. Она верит, что их брак удастся спасти, и уповает на поездку в святые места. Он устал, не верит ни во что…
— Смысл фильма прост, если не примитивен, — говорит Лунгин. — Дирижер — человек духовный, цельный, аскетичный — на деле оказывается холодным и эгоистичным. Сына-то он загубил. Интеллектуализм без сердца ужасен… Семейная пара — люди, которые себе врут. Нет никакой высоты в характерах персонажей! Герои Бадалова и Оболдиной живут в мертвом браке, там давно кончилась любовь. И люди, которые попадают в их орбиту, тоже гибнут. А дальше начинается или не начинается покаяние и возрождение к новой жизни…
ФАКТ
Фильм «Дирижер» очень понравился митрополиту Илариону. Как известный богослов (он сейчас возглавляет отдел внешних связей Русской православной церкви, сменив на этом посту Кирилла, нынешнего патриарха), отец Иларион увидел в картине притчу, отсыл к отношениям Отца и Сына:
— Это вечная тема. Отцы считают, что знают, как должны жить дети, и понимают свои ошибки слишком поздно, когда ничего невозможно исправить. И, конечно, это фильм о способности покаяния.