USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Наталия Гутман — о прошлом и настоящем

Анна ПРОНИНА
Наталия Гутман. Фото с сайта  www.belcanto.ru
Наталия Гутман. Фото с сайта www.belcanto.ru

Все в Наталии Григорьевне — и внешний вид, и манера игры, и то, как она держится на сцене, — рождало удивительное ощущение соприкосновения с легендарной эпохой великих музыкантов, таких как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн и другие. А семейный дуэт Гутман — Мороз олицетворил связь времен, творческий диалог двух поколений исполнителей — ушедшей эпохи ХХ века, в коей великая виолончелистка мыслит себя и по сей день, и нового столетия. Во время антракта Наталия Гутман любезно согласилась дать небольшое интервью.

— Наталия Григорьевна, расскажите, пожалуйста, о вашем творческом союзе с сыном.

— Со Святославом мы выступаем не так давно. Мне очень приятно играть с ним в ансамбле, он прекрасно все понимает без слов и очень хорошо меня чувствует. Обучал его мой супруг — Олег Каган. Я всегда была против того, чтобы наши дети учились на виолончели, поскольку это очень сложный, в том числе и в физическом плане, инструмент. В результате Святослав, Александр и Мария стали скрипачами. Сейчас Святослав играет на инструменте моего дедушки, Анисима Александровича Берлина, — замечательного музыканта и гениального педагога. Ученик Ауэра, Анисим Александрович играл на скрипке с сознательного возраста до самого конца. По общему семейному решению скрипку отдали Святославу, на мой взгляд, он с этим инструментом очень хорошо сливается.

— Ваши впечатления о Новосибирском академическом симфоническом оркестре: каким вы его помните при Арнольде Михайловиче Каце и каким он предстал перед вами сегодня?

— Очень хорошие, приятные впечатления! Во-первых, музыканты были абсолютно готовы, и мы не тратили время на текст, разбор сочинения. Оркестр замечательный, люблю его… И, к счастью, он остался таким, каким был при дорогом Арнольде Михайловиче Каце. В оркестре много знакомых лиц… В исполнении Двойного концерта музыканты показали себя очень хорошо — они просто молодцы! В их игре не было равнодушия, они очень хорошо чувствовали нас — это приятно.

Арнольда Михайловича Каца я очень любила… Мы много вместе играли, ездили с концертами. Однажды были в Италии, когда в условиях постоянных переездов за 11 дней мы дали 11 концертов. Тогда меня поразили его отношения с оркестром: практически все эти переезды Кац находился вместе с музыкантами в автобусе, хотя мог спокойно ехать в отдельной машине в комфортных условиях. Они были одной семьёй! Кац был в курсе всех проблем его музыкантов: что происходит в семье, у кого армия, квартира или детский сад и так далее — все это шло через него.
Арнольд Михайлович — человек редкого таланта. В любой стране он мог сделать колоссальную карьеру дирижера. И мы всегда ему говорили об этом, но он не мог уехать из Новосибирска, оставить свое детище, свою семью — симфонический оркестр. Мы считали (и мой муж Олег Каган, и Элисо Вирсаладзе, и другие музыканты), что такому человеку, как Арнольд Михайлович, такому преданнейшему, абсолютно не думающему о собственных амбициях и карьере, нужно ставить памятник при жизни. Арнольд Михайлович — поразительный пример служения оркестру, музыке!

Надеюсь, когда в Новосибирске построят новый зал, можно будет полноценно играть и посещать Новосибирск как можно чаще. Сегодня же могу только посочувствовать оркестру: к сожалению, зал ДКЖ с его акустикой и мягкими креслами совершенно не годится для симфонических концертов. И если при строительстве нового концертного зала не будет привлечено хорошего специалиста-акустика, настоящего гения своего дела, вся эта затея окажется напрасной. Хочется верить, что с появлением нового зала ситуация исправится и Новосибирск еще более наполнится интересными музыкальными событиями. Нужно возвращать и приумножать то, что было хорошее… Будем надеяться, так и будет.

Фотографии статьи
Святослав Мороз. Фото с сайта yanabaus.com