Пьяный ужас, летящий на крыльях ночи
У многих горожан наверняка еще свежи в памяти события ночи с 13 на 14 января, когда компания молодых людей устроила пьяные катания по ночному Новосибирску. Водитель не справился с управлением и совершил наезд на световую опору. Четыре человека погибли, двое попали в больницу с тяжелейшими травмами. Что делать и как изменить ситуацию, чтобы такие трагедии больше не повторялись? Мы обратились с этим вопросом к специалистам.
Наказывать рублём?
В области обстановка с ДТП, совершенными пьяными водителями, по словам Сергея Штельмаха, начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, оставляет желать лучшего. Количество лиц, задержанных за управление автотранспортом в состоянии опьянения в 2011 году, возросло. При этом остаётся высоким число ДТП, совершённых водителями, лишёнными права управления автомобилем.
В доказательство озвученной тенденции — последняя статистика. Так, результаты операции «Нетрезвый водитель», проведенной в минувшие выходные, шокировали даже видавших виды сотрудников ГИБДД. Только на одном из перекрытых участков через каждые 15—20 минут выявлялся водитель «под хмельком».
Пока наказание за езду в пьяном виде в России, прямо скажем, не очень суровое: в первый раз водителя лишают прав на срок от полутора до двух лет, во второй — до трех лет. Полгода назад всероссийская общественная организация «Антиалкогольный фронт» предложила пожизненно лишать пьяных водителей прав после третьего задержания. Но, по мнению Сергея Штельмаха, даже это — всего лишь полумера: то, что у недисциплинированного водителя отобрали права, ещё не гарантирует, что он больше не сядет за руль пьяным.
Возможно, весомым аргументом стали бы более внушительные штрафы за «пьяную езду», сравнимые со стоимостью машины, и изъятие транспортного средства до тех пор, пока штраф не будет полностью оплачен. Такое обращение от российских общественников, кстати, уже совсем скоро будет предложено рассмотреть депутатам Государственной думы. Подобное наказание практикуется в некоторых странах и влияет на статистику ДТП с участием пьяных водителей только положительно.
Надо признаться, мнение «ударить рублём» по нарушителям порядка не находит среди новосибирских общественников полного одобрения. Алексей Рощектаев, руководитель Новосибирского автомобильного клуба, считает, что повышение штрафов, возможно, создаст лишь дополнительную почву для коррупции. Более эффективными могли бы стать тотальные проверки, например, такие, какие проводятся в Китае. Перегораживают дорогу и проверяют всех без исключения алкотестером. У тех, кто пьяным сел за руль, не должно быть шансов проехать незамеченными и выйти сухими из воды.
Вообще, всем российским лихачам общественники советуют почаще поглядывать на Китай. Осенью прошлого года здесь пьяный сотрудник полиции выехал на тротуар, врезался в фонарный столб, следом — во второй. Оба столба упали на пассажиров, ожидавших автобуса на остановке. В результате аварии пять человек погибли на месте, еще трое получили ранения. Толпа едва не растерзала нарушителя, но потом отдала его в руки правосудия. Полицейскому грозили расстрелом, но ограничились пожизненным заключением.
Воспитание и «доска позора»
Корень проблемы — в психологии, считает главный нарколог области Равиль Теркулов. После приема внутрь даже самого незначительного количества горячительных напитков у человека появляется эйфория — я все могу — и он искренне убежден, что полностью контролирует ситуацию, хотя, конечно, это не так. Поэтому в борьбе с пьянством за рулем помогут только действительно жесткие меры и воспитание.
Так, водителей, задержанных в третий раз в состоянии алкогольного опьянения, считает специалист, надо лишать водительских прав пожизненно. А тех, кто попался на пьяной езде впервые, — отправлять за парту в так называемую школу пьяных водителей. Такие учебные заведения можно было бы организовать на базе существующих автошкол или многих общественных организаций.
Для нарколога пьянство — понятие растяжимое: здесь речь идет не только об алкоголе, но и о других, в том числе пока не запрещенных, психоактивных веществах. Поэтому необходимо, чтобы граждане, лишенные прав за вождение в состоянии опьянения, не ограничивались простым ожиданием, а шли лечиться и обращались к наркологу. Если через 1,5—2 года во время повторного обращения к специалистам у водителя обнаружится наркотическая или алкогольная зависимости, срок лишения по медицинским показаниям продлится еще, как минимум, на 2—3 года. При своевременном выявлении проблем, связанных с приёмом психоактивных веществ, человек сможет заранее пройти профилактическое наблюдение или лечение.
— Нет гласности — нет и эффекта. Надо, чтобы, несмотря на закрытость персональных данных, люди знали своих «героев» в лицо, — считает Константин Нельзин, член мотосообщества города Новосибирска. Он предложил создать «Доску позора» на сайте ГИБДД, а также в местных газетах, чтобы список водителей, пойманных в пьяном виде, могли видеть в том числе и их потенциальные работодатели.
Общество должно решить, что ставить во главу угла — сохранение персональных данных правонарушителей и преступников или сохранение жизни, здоровья и материальных ценностей невинных людей.
Пока не принята ни одна из перечисленных мер, Сергей Штельмах советует включиться в борьбу с пьянством за рулем, что называется, всем миром. Если граждане знают, что водитель собирается сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения, необходимо обратиться в полицию, как это принято на Западе. То есть, увидел пьяного возле машины — сразу звони в дежурную часть, чтобы те, кто любит лихачить на пьяную голову, чувствовали себя под присмотром каждую секунду.
ЦИФРА
За три дня операции «Нетрезвый водитель» на дорогах Новосибирска и районов области выявлено 230 водителей, которые позволили себе сесть за руль после употребления горячительных напитков. Более 50 из них отказались пройти медицинское освидетельствование.