USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новая логика подземки

Павел КРАСИН
Новая система управления движением поездов пришла на смену устаревшей. Фото Павла КРАСИНА
Новая система управления движением поездов пришла на смену устаревшей. Фото Павла КРАСИНА

Технологический скачок
К модернизации системы вплотную подошли в 2004 году, когда в Новосибирске готовились вводить станцию метро «Березовая роща». Прежняя система устарела морально — управлять составами с помощью лампочек, тумблеров и металлических кнопок в компьютерный век просто неудобно. Специалисты метрополитена и ученые Института автоматики и электрометрии СО РАН разработали новую систему управления, которую внедряли в течение семи лет. В нашем метро эти системы установили только на станциях с путевым развитием, на которых можно развернуть поезд, поставить его в тупик и так далее. Всего таких станций восемь, через остальные пять поезда просто проезжают, как через рядовые полустанки.

Теперь все важные параметры размещаются на обычном компьютерном мониторе. Начальник службы сигнализации и связи Новосибирского метрополитена Владимир Плотников отмечает: при разработке системы учитывались пожелания самих дежурных, которые проводят за экраном по 12 часов в день. Например, по их просьбам схему разместили на мягком сером фоне, который не раздражает глаза.

Поскольку в компьютере может произойти какой-нибудь сбой, новая система дублируется на двух машинах сразу. Эти компьютеры работают одновременно: если первый выйдет из строя, дежурный сразу же пересядет за второй. Ну и на самый крайний случай, вероятность которого очень мала, остается старый пульт.

— Все действия персонала записываются — это помогает и обучению людей, и разбору их ошибок, — добавляет Юрий Золотухин, заведующий лабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии СО РАН. — Бывают единичные отказы оборудования, которые могут не повторяться еще очень долго, но это же не значит, что их не нужно устранять. До того, как мы смонтировали новую систему, у сотрудников метро не было возможности подробно разбирать такие случаи.

Умный пульт
По словам заместителя начальника Новосибирского метрополитена Романа Дронова, при разработке нашей системы учитывались все плюсы и минусы московской и санкт-петербургской систем. В итоге наша система получилась прогрессивнее: столичные коллеги поменяли старое железо на новое, а наши добавили к нему компьютерный интеллект.

— Релейная логика тоже не позволяла человеку сделать неправильное действие — например, отправить поезда лоб в лоб, — замечает Роман Дронов. — Однако она не могла подсказать дежурному, в чем его ошибка, а компьютер может и подсказывает.

Установка системы на самой крупной станции «Площадь Маркса» обошлась в 1,5 миллиона рублей. Сотрудники самарского, екатеринбургского и даже московского метрополитенов отозвались о нашем оборудовании очень положительно — возможно, его возьмут на вооружение и в других городах нашей страны.

Реле проконтролирует
Кроме дежурного, за движением поездов следят и в релейной. Там в несколько рядов стоят шкафы с оборудованием, которое обеспечивает выполнение всех команд персонала станции.

— Здесь установлены реле первого класса надежности, и они еще никогда нас не подводили, — рассказывает Владимир Плотников. — У этого оборудования есть свои аккумуляторы, в случае потери энергии их хватит на два часа работы. За это время все начатые процедуры будут завершены, а мы сможем спокойно вывести людей из метро и устранить неполадки.

Возможности релейной системы, установленной в 1985 году, довольно велики — она управляет стрелками, светофорами и даже регулирует скорость состава. Если один поезд приблизился к другому на минимально допустимое расстояние, то из релейной ему поступит команда замедлить скорость. Состав автоматически притормозит независимо от того, хочет ли этого машинист.

Как видим, старые технологии успешно соседствуют с новыми, а поезда в Новосибирском метро идут без промедлений.

ЦИФРА
Метро действует в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани.

Фотографии статьи
Кроме дежурного, за движением поездов следят и в релейной. Фото Павла КРАСИНА