Константин ПЕРШИЛИН:«Пока работаю — отдыхаю. А работаю всегда»
Образ его жизни
— У вас, Константин Георгиевич, столько обязанностей — и производственных, и общественных. Как только везде успеваете и держите себя, что называется, в боевой форме?
— Таков образ моей жизни. Он сформировался за годы трудовой деятельности. Для меня и общественная, и производственная работа, и наука, и учебный процесс связаны неразрывно. По-другому себя не мыслю. Привык распределять свое время так, чтобы меня на всё хватало. Второго марта этого года будет 50 лет, как я тружусь в учхозе «Тулинское», и не знаю, что такое выходной. Выходной день по календарю — самое продуктивное для меня рабочее время.
Мудрое слово
— Вы по специальности агроном, а еще и уважаемый ученый, руководитель одного из передовых хозяйств России. Что, по-вашему, общего между землей и обществом? Урожай можно в немалой степени смоделировать. А как правильно смоделировать развитие общества, государства?
— Основа жизни на Земле — земля. От ее плодородия зависит продовольственная безопасность. Природа терпит вмешательство человека до определенного момента, и мы не должны идти против ее законов. Почва — живой субстрат, и когда человек революционным путем, не учитывая никаких природных факторов, берется переустраивать ее плодородный (гумусный) слой, она от этого рушится. Так было после массового подъема целинных и залежных земель: за каких-то пять-шесть лет после бездумного распахивания степей было фактически потеряно плодородие почв на больших территориях.
А теперь возьмем общественные процессы. Революция сегодня — страшнее любого природного катаклизма. Прежде всего своими последствиями. Когда люди непозитивно, какими-то неустоявшимися мнениями, резкими действиями начинают воздействовать на общество, стимулировать, может быть, самые ранимые уголки человеческих душ, они тем самым подвигают многих на шатание, а значит, на безделье. Это, по сути дела, конец созидательной работе, ее разрушение.
К сожалению, российская история — это цепь революций, а значит, цепь потрясений. Каждое такое потрясение отбрасывает наше общество на десятилетия в его развитии. И что примечательно: на каждом революционном зигзаге столько желающих примерить на себя мантию вождя… Так и хочется сказать: господа, не каждый может быть царём!
— Насколько стабильность ситуации в обществе сказывается на продовольственной безопасности страны? Как взаимосвязаны господдержка сельского хозяйства и стабильность, устойчивое развитие экономики государства?
— Аграрных проблем еще очень много, но у нас вполне достаточно резервов для их решения, с тем чтобы не зависеть от зарубежного рынка. Надо вовлекать в производство те земли, которые ушли в залежь, списать ссудную задолженность сельхозтоваропроизводителей в размере 1,5 триллиона рублей, в том числе 1 триллион рублей кредитов; снизить в три раза стоимость ГСМ, электроэнергии и предусмотреть в бюджете 10 — 11 процентов средств для поддержки российского крестьянства.
Нам предстоит много сделать для снижения себестоимости продукции. Самый действенный способ решения этой задачи — продолжать техническое переоснащение сельхозпроизводства. У нас в регионе оно успешно ведется благодаря областному закону о господдержке сельхозпроизводства. Селу компенсируется до 50 процентов затрат на закупку техники. Это ощутимая поддержка.
За счет приобретения новой техники мы получаем возможность значительно повысить производительность труда, снизить расход топлива, в три-четыре раза меньше использовать людских ресурсов. Практически во всех странах сельскому хозяйству предоставляются дотации. Хотелось бы, чтобы по опыту зарубежных стран сельское хозяйство дотировалось государством. Будем надеяться, российская господдержка производства отечественных продуктов питания будет только возрастать.
Динамика сравнений
— Какую ответственность налагает на вас членство в народном штабе?
— Мне доводится всегда находиться в гуще общественных дел. Я еще и член Общественной палаты области, и сопредседатель совета по развитию АПК при губернаторе, и председатель совета директоров всех учебно-опытных хозяйств России. Много езжу по стране и вижу, какие отрадные изменения произошли за 10 — 12 лет.
Взять хотя бы нашу область или главную житницу страны Кубань. В конце девяностых годов прошлого века сельское хозяйство стояло на грани развала, однако в последнее время руководством страны были предприняты крупные меры налаживания производства. Сегодня, какой бы ни брали вопрос, мы должны рассматривать его в динамике: что было и что стало? Взять хотя бы возросшие пенсии, зарплаты. Или самую низкую детскую смертность за последние 19 лет.
Обратите внимание: ни у кого больше нет желания собираться сотнями человек и стучать шахтерскими касками об асфальт. Большой импульс получил отечественный автопром. А какие последовательные, выверенные шаги сделаны для урегулирования обстановки на Северном Кавказе, в Южной Осетии! Укреплена обороноспособность страны: наши стратегические военно-морские силы бороздят Мировой океан, авиация дальнего действия несет боевое дежурство на крайних рубежах нашей Родины.
Село греет душу
— В своей статье «О наших экономических задачах» Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин отмечает: «Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии». Что вы можете сказать о таком обновлении в сельском хозяйстве?
— Техническое переоснащение умножило наши возможности. Приведу лишь один пример. Для выращивания кукурузы на силос по классической технологии требовалось до 12 операций. Использование высокопроизводительных посевных комплексов с шириной захвата 12 метров и одновременным проведением целого ряда операций уменьшает количество проходов техники в несколько раз, сокращает затраты.
В животноводстве наиболее перспективными становятся промышленные технологии, которые ближе к заводским. Несмотря на зимние холода, мы у себя в хозяйстве строим животноводческий комплекс для беспривязного содержания 600 коров, доильный зал с суперсовременным высокоавтоматизированным оборудованием.
— Вы согласны с мыслью, что восстановление инновационного характера страны надо начинать с университетов?
— Абсолютно правильная постановка задачи. Всем университетам нужны современные технические средства, целевые лаборатории для исследовательской и внедренческой работы. Фундаментальная наука должна подпитывать науку прикладную. Эти функции взяло на себя наше хозяйство, ведя совместную работу с «Сибирским соглашением». На базе учхоза создана кафедра прогрессивных технологий сельхозпроизводства, где мы обобщаем мировой и отечественный опыт. Не только из нашей области, но и со всего Сибирского федерального округа к нам приезжают специалисты для повышения квалификации.
Мечтать? Надо мечтать!
— Константин Георгиевич, о чем ваша самая большая мечта?
— Может, это будет выглядеть высокопарно, но я стремлюсь к тому, чтобы все люди были счастливы и здоровы. Давайте побольше сами делать и поменьше болтать.
— Можно сказать, что сельское хозяйство — дело для вас не только государственное, но и семейное?
— Считайте, так. Моя семья — это моя жена и трое детей. Все мы — выпускники Новосибирского сельхозинститута (ныне НГАУ). Я уже 33 года возглавляю учхоз. Жена, Нина Павловна, трудилась заведующей опытным полем. Сын Владимир — мой первый заместитель. Другой сын, Сергей, — фермер. Дочь Елена получила второе образование и работает преподавателем. Внук Константин и внучка Анна с отличием закончили НГАУ, тоже трудятся.
— О таком каждый может мечтать…
— Спасибо вам за комплимент.
ФАКТ
Среднемесячная заработная плата в учхозе «Тулинское» возросла с 3500 — 4000 рублей в 2000 году до 18000 — 20000 рублей в 2012 году