USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Кульбиты фантазий Пабло Пикассо

Татьяна ШИПИЛОВА
Графика Пикассо — ребус для глаз и воображения. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ
Графика Пикассо — ребус для глаз и воображения. Фото Татьяны ШИПИЛОВОЙ

И вот 105 из них привезены в Новосибирск: вчера в краеведческом музее открылась уникальная выставка «Пабло Пикассо. Искушение».
Созданная за восемь месяцев 87-летним мастером, можно сказать, на одном творческом порыве, серия на протяжении нескольких десятилетий оставалась практически недоступной для широкого круга зрителей в силу так называемой культурной цензуры, а также ограниченного тиража — всего 50 экземпляров. В 90-х годах с разрешения потомков художника было выполнено еще одно издание цикла, и вот часть представлена впервые в России.

Цирк, коррида, литературные герои, персонажи мировой истории и мифологии, а также Художник (в широком смысле, а порой и сам Пикассо) экспрессивно и провокативно представлены на этих листах в сопряжении с яркой, чувственной доминантой — обнаженным женским телом. Эти композиции полны графического изящества (легкость и кантиленная непрерывность линий), мудрого юмора и неподражаемого жизнелюбия. Тут уместно привести еще одно высказывание Пикассо: «Мы не стареем. Мы созреваем». В ту пору, на пороге 90-летия, он действительно все знал, все видел (через оболочки, одежды, личины), все умел. Как юноша, восхищался красотой и, как мэтр, иронизировал над скрытыми пружинами порой довольно церемонных на вид ситуаций.

Эту радость и эстетическое восхищение забавной полифонией человеческого бытия он, безусловно, передает и нам, зрителям. Причем не только в рисунке.

Особая песня — как говорится, подписи к гравюрам. Они длинные, программные и прямо-таки кипящие насмешкой сквозь стилистическую академичность. Ну, например, как вам такая: «Обнаженная, падающая с лошади, тянущей римскую колесницу с фигурами и лицами»? Или: «Голландец времен XVII века, курящий трубку, рядом с обнаженной»?

Как пояснил генеральный продюсер и руководитель проекта Виктор Гитин, в других, к примеру живописных, работах Пикассо эротичности намного больше, но они никогда не вызывали каких-то нареканий блюстителей морали, ведь искусство — свободная птица и клетки не для нее. Здесь же смущала «цензоров» именно провокация мастера, заложенная в цикле изначально. Некоторые даже называли это маразматическими проявлениями в сознании глубоко пожилого художника. Но понять появление Suite 347 можно только в историческом контексте. Это был 1968 год: на Западе — высшая точка движения хиппи, всеобщей бунтарской молодежной революции против послевоенной сытой обывательщины «предков». А в натуре бунтаря от искусства Пикассо всегда присутствовало стремление не только идти в ногу со временем, но непременно забежать вперед…

ФАКТ
По результатам опроса 1,4 миллиона читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Кроме того, его работы на первом месте по «популярности» у похитителей.

Фотографии статьи
Цирковая сцена с женщиной, лежащей на лошади
Пикассо, как Арлекин, с комическими фигурами