USD 102.5761 EUR 107.4252
 

По совету отца

Зоя ТЮРИНА
Хаербай Кусикеев с внуком Данияром. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Хаербай Кусикеев с внуком Данияром. Фото Зои ТЮРИНОЙ

Хаербай вырос в семье уважаемого механизатора, руководителя КИТа Курмана Кусикеева. Шестеро детей Курмана Касымовича рано начали помогать отцу, и он им быстро объяснил, что в этой жизни правильно, а что неправильно.

Люди не осудят
Работу в совхозе «Пионерский» ветврач Хаербай Кусикеев потерял еще в 1993 году. Практически одновременно сократили жену, воспитательницу детского сада.

Сейчас оба заверяют: страха за дальнейшую судьбу не испытали, знали, что вполне нормально будут жить за счет своего хозяйства. Когда у тебя на дворе 10—12 рогатиков, по миру точно не пойдешь. Возили на рынок творог, сметану, сливки, масло, по осени продавали мясо, так что достаток из семьи не убегал.

Так прошло несколько лет. А потом размеренную жизнь семьи нарушил тогдашний глава муниципального образования Рахимулла Мухаметшин. Он стал частенько наведываться к Хаербаю, звонил ему и все уговаривал: создавай фермерское хозяйство — не прогадаешь.

Сомнений было много, и он пошел на совет к отцу. Выложил ему все как есть: семья у меня вполне обеспеченная, а фермерство еще неизвестно как обернется. Может быть, кроме лишних забот и суеты, ничего и не даст. Почему-то он думал, что и отец скажет то же самое.

Но старый Курман Кусикеев посоветовал другое:

— Почему не попробовать? В районе тебя все знают, помогут разобраться с новым делом. Да и люди в деревне поймут. Если не получится — не осудят. Что осталось от совхоза, давно растащили до тебя, а ты начнешь по-честному, с нуля. А получится — порадуются, потому что и для них будет польза.

Пошел будущий фермер уговаривать братьев. Вместе с Хаербаем их пятеро — вот тебе и костяк крестьянско-фермерского хозяйства (КФК). Согласились трое. И дело сразу закрутилось: шла весна, через месяц в поле выходить.

Деревня как семья
Что тут скажешь, хороший хозяин Хаербай. Все у него удобно обустроено: коровник, загон для молодняка. А внук тянет за рукав: давай лошадок покажем. Отворили калитку в огород, а там — чистое поле. Стоят скирды сена, около них лошади. А где же картошку, овощи выращивают?

— Вот здесь и выращиваем. Только у нас не принято заборы ставить. Каждый знает, где его земля кончается и начинается соседская.

Вся Новокурупкаевка ему как семья. Гордится, что деревня работящая, от начала до конца ее проедешь и не увидишь ни одной избушки-завалюшки. Большое подворье позволяет им учить детей, покупать дорогие вещи.

Кстати, зарабатывать помогает и сама природа. Изначально их деревня называлась Бокчагуль, по-русски — озеро за огородами. Полно рыбы, ондатры, в ближних лесах — ягоды, грибы. Все это новокурупкаевцы в больших объемах поставляют на рынок.

Про себя Хаербай говорит, что он тут рядовой житель: дом у него — не хоромы, подворье не самое богатое. И все-таки фермер чувствует свою ответственность за жизнь односельчан. Продает им зерно по цене, значительно ниже рыночной. Во время уборки, например, центнер продовольственной пшеницы можно купить за 200 — 250 рублей. По просьбе сельсовета чистит улицы от снега, на праздники «отоваривает» призы для клубных мероприятий, помогает ветеранам. Нет от него отказа на многочисленные отвезти-привезти. Всего не перечислить.

Но тут же он рассказывает, как односельчане поддержали его в начале пути. От совхоза-банкрота тогда остались долги по зарплате. На эти цели конкурсный управляющий держал три стареньких «Нивы». Комбайны были уже не на ходу и желающих купить их не находилось. А Кусикеев и рад бы купить, да у него не было денег даже на такую технику. И он попросил односельчан передать ему комбайны, пообещал, что с первого же урожая рассчитается. Они поверили, и он не подвел.

Правильно — неправильно
За семь лет Хаербай Кусикеев встал в ряд с ведущими фермерами Барабинского района. Как они, последовательно расширяет посевы, обновляет технику. Но идет он все-таки своей дорогой. Его КФК, например, занимается исключительно полеводством. Вместе работают месяц на посевной и месяц-полтора на уборке. Ну еще ремонтируют технику, заготавливают сено.

А скот, доходы от него — это у каждого своё. Получается, есть и общее дело, и есть свобода, чтобы без проблем вести свое. Так, говорят, для них правильно, и благодарят отца, что одобрил их начинание.

А вот интересно, что сказал бы сам Хаербай своему взрослому сыну, реши тот создать фермерское хозяйство?

— Сказал бы: «Хорошо подумай. Груз на плечи берешь тяжелый».

Его жена тут же согласно закивала головой. За примером далеко ходить не надо. В прошлом году КФК «Кусикеев» практически потерял урожай. По всему району шли дожди, а на их «проклятый угол» не упало ни капли. Как было обидно: зябь вспахали в лучшее время, пары обработали на несколько раз, сколько денег вложили в запчасти, в горючее, а в результате получили по 4 центнера зерна с гектара. А между тем требовалось произвести очередной платеж банку — брали кредит на новый трактор. Деньги, около 300 тысяч рублей, собирали очень тяжело, в основном со своего подворья.

— А государство помогает?

— Конечно, помогает, только надо дорогу к этой помощи почистить.

Поясняет: вот субсидируется приобретение горючего — тут все отлажено четко. Приезжаешь на нефтебазу и получаешь выделенный объем горючего по льготной цене. А с льготой на приобретение новой техники хлопот полон рот. Берешь кредит в банке и полностью рассчитываешься с продавцом трактора или комбайна. Банк в шоколаде, продавец в шоколаде, а у крестьянина начинается беготня с бумажками. Оплатил очередной взнос — оформил документы, отправил их на субсидию, полгода ждешь, когда тебе вернут проценты от внесенной суммы. И так раз за разом.

— А почему бы государству не выплатить субсидию напрямую продавцу, а я бы тогда брал кредит только на свои 70 процентов стоимости техники и спокойно рассчитывался с банком? Вот это было бы правильно!

Еще «правильное» событие, организованное государством, — строительство жилья. Четыре семьи в Новокурупкаевке с помощью областной социальной программы закладывают новые дома. На будущий год и сын Кусикеевых, Жолдыбай, начнет строительство.

— Одно время он засобирался в город, в охранную фирму. А я ему сказал: «Что хорошего — чужой порог сторожить! Ты только представь: никому не интересны твое мнение, твои мысли, будешь крутиться как белка в колесе, суетиться без толку. Это жизнь? А в деревне у тебя дом, хозяйство, родные люди вокруг».

И сын поверил отцу. Теперь работают вместе.

ФАКТ
В 2011 году в целях укрепления сельскохозяйственного производства в Новосибирской области проводилась политика совершенствования и расширения мер государственной поддержки: усилены меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, увеличены размеры компенсации затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства с 30% до 50%, на средства химизации и элитные семена — до 60%.

Валовой сбор зерна по области в 2011 году составил 2,9 млн тонн при урожайности зерновых культур 17,4 ц/га.

Фотографии статьи
Техника готова к весне. Фото Зои ТЮРИНОЙ
Полеводство — дело общее, а подсобное хозяйство у каждого своё. Фото Зои ТЮРИНОЙ