USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Возможности бескрайние, как небо

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Крупнейшие грузовые авиакомпании летают через Новосибирск. Фото ОАО «Аэропорт Толмачево»
Крупнейшие грузовые авиакомпании летают через Новосибирск. Фото ОАО «Аэропорт Толмачево»

В череде событий всегда помним о главном
Темой № 1 для аэропорта в 2010 году было появление второй взлётно-посадочной полосы, открывшей для Толмачёво совершенно новые возможности развития. Прошедший год также не оставлял сомнений в выборе приоритета: из государственного управления наша воздушная гавань перешла в руки частных инвесторов. И первые результаты показали, что приватизация пошла во благо.

— Александр Владимирович, незадолго до аукциона по продаже контрольного пакета Толмачёво вы говорили о планах, перспективах, ожиданиях. Всё ли сбылось, как думали, или что-то существенно изменилось в жизни такого сложного механизма, как аэропорт?

— Естественно, что когда речь идёт о такой крупной сделке, то практически всё известно заранее: список претендентов на контрольный пакет, их взгляды и намерения. Да и не станет инвестор, вкладывающий миллиарды рублей в новый актив, относиться к нему абы как. Компанию «Новапорт» мы хорошо знали — она являлась владельцем крупнейшего после государства пакета акций Толмачёво, поэтому никаких революций и потрясений изначально не ожидалось. Разве что специфика немного изменилась. При этом главное осталось неизменным.

— В чём же специфика и что главное?

— Стало сложнее работать в плане экономических результатов. Показатель прибыльности аэропорта был важен и для государства, но там всё-таки на первое место выходили немного другие критерии: развитие, выполнение социальных функций и так далее. Для частного владельца, и это естественно, эффективность инвестиций важнее целого ряда других параметров, за исключением безопасности: этот критерий является основополагающим для любых владельцев, это даже не обсуждается. Практически всегда бизнесмены стараются оптимизировать процесс хозяйственной деятельности, и одной из первых затрагивается тема сокращения штата сотрудников. То, что мы за 2011 год, наоборот, увеличили на 34 человека штат службы авиационной безопасности (САБа) аэропорта, красноречивее любых слов. О выделении средств на эти цели владельцы не дискутируют, просто понимая: так надо. Ведь, помимо прочего, репутация безопасного аэропорта — огромное подспорье для развития бизнеса. В главном же приватизация предприятия дает возможность привлечь дополнительные финансовые средства для реализации производственных и социальных программ, является следующим шагом на пути осуществления стратегических проектов, которые позволят аэропорту выйти на принципиально новый уровень предоставления широкого спектра услуг.

Как запланировать успех
Наша беседа состоялась 9 февраля. В этот день у Александра Владимировича, который, в принципе, очень позитивный и доброжелательный человек, были дополнительные поводы для хорошего настроения. Во-первых, именно 9 февраля сотрудники аэропорта отмечали профессиональный праздник — День гражданской авиации России. Во-вторых, буквально перед самым интервью Бородин принял участие в презентации нового регулярного рейса Новосибирск — Дюссельдорф.

— Сегодня из Толмачёво летают в восемьдесят с лишним городов. И любой новый рейс — шаг вперёд для аэропорта. Прошлый год был весьма урожайным в этом плане: 12 новых рейсов, из которых девять — международные. Интересна сама технология: от кого исходит первый посыл, как созревает решение?

— Есть несколько вариантов развития событий, есть встречное движение, когда с инициативой выходят и аэропорт, и авиакомпании, но цель всегда одна: доступность и удобство для наших пассажиров. Например, тот же Дюссельдорф всегда был очень популярным направлением для новосибирцев, но туда летали через Москву.

У нас в штате есть целая группа маркетологов, которые отслеживают движение пассажиров, вылетающих из Толмачёво по России и всему миру. И если мы видим, что какое-то направление «горячее», востребованное, то выходим с предложением на авиакомпании. Очень плотно работаем с национальными диаспорами, землячествами, широко представленными в нашем регионе, — так, например, появились рейсы в Казань, Киев, в страны Средней Азии.

А вообще процесс прокладки новых маршрутов — это прежде всего весьма сложная работа наших специалистов, которые умеют договориться с авиаперевозчиками, предложить взаимовыгодные условия, а впоследствии — обеспечить им высочайший уровень обслуживания.

— Этот успех можно просчитать, запланировать?

— В значительной степени — да. Но здесь многое зависит от различных внешних обстоятельств, в том числе от решений на государственном уровне. Поэтому по каким-то направлениям переговоры проходят легче и быстрее, по каким-то затягиваются, но работа идёт постоянно.

— Нет сомнений, что в таком серьёзном вопросе, как организация нового рейса, учитывается практически всё до мелочей. Но бывает, что направление не «выстреливает»?

— По зарубежным странам и в целом по России осечек давно не было, а вот с региональными маршрутами в прошлом году не угадали: Омск и Томск не пошли. Нам казалось, что за 50 минут и 700 рублей долететь до Томска удобно и ненакладно. Полагали, что добраться до Омска за полтора часа вместо 10 — 12 на поезде, заплатив 2 600 рублей за билет, для многих людей вполне приемлемый вариант. Но эти направления оказались невостребованными.

Зато увеличиваем частоту рейсов до Горно-Алтайска, стоит вопрос о том, чтобы до Кызыла летали самолеты большей вместимости. Сегодня в Кызыл летает восьмиместный самолет четыре раза в неделю. Стоимость билета — девять тысяч рублей, и все раскуплено на долгое время вперед. Честно говоря, такого спроса мы не ожидали.

Аэропорт — индикатор экономики
— В последние годы пассажиропоток Толмачёво растёт существенно быстрее, чем в среднем по России. В 2011 году он увеличился более чем на 22 процента, за полтора месяца нынешнего года — более чем на 30 процентов. В конце ноября ожидается трехмиллионный пассажир. А каков потолок, предел или его в принципе не существует?

— Конечно, здесь многое зависит от нас — от тех условий, которые мы создаем для пассажиров и авиакомпаний. Но значительную роль играет и общая экономическая ситуация в стране, регионе. Если она улучшается — растёт деловая активность, благосостояние населения, то и авиационный транспорт более востребован. Хотя у нас потенциал огромный.

Существует так называемый коэффициент количества полётов. Так вот, в России он составляет 0,3, то есть из десяти жителей только трое хотя бы раз в год пользуются самолётом. В Европе этот коэффициент около единицы. В США — 3: условно говоря, на 100 миллионов жителей приходится 300 миллионов полётов внутри страны или за границу. Уверен, что в нашей стране этот коэффициент будет постоянно возрастать, а если говорить конкретно о Толмачёво, то уверен, что для нас 5 — 6 миллионов пассажиров в год — достижимая планка ближайших лет.

— По традиции расскажите об основных планах на 2012 год.

— Будем расширять маршрутную сеть: в марте запускаются новые рейсы в Стамбул и Минск, в мае — в Дюссельдорф, ведутся переговоры по Милану и Тель-Авиву. Не забываем, естественно, и о грузоперевозках — в прошлом году Толмачёво выбрали местом для дозаправки и техобслуживания пять крупных зарубежных грузовых компаний, на подходе еще две.

В этом году начнём строительство соединительного терминала между международным и внутренним аэровокзалами. Причём это будет не просто галерея или переход, а полноценный терминал.

Если брать планы в глобальном масштабе, то наши акционеры большое внимание уделяют обновлению систем и механизмов аэропорта, многие из которых установлены десятки лет назад. Учитывая нашу специфику и особые требования безопасности, этот вопрос, пожалуй, будет одним из главных в нынешнем году. И очень важно провести строительство и техническое обновление так, чтобы ни пассажиры, ни авиакомпании не почувствовали даже толики дискомфорта и неудобства.

ФАКТ
В 2011 году в пассажирской маршрутной сети аэропорта Толмачёво добавилось, помимо чартерных, восемь новых рейсов, летающих на регулярной основе: в Уфу, Салехард, Кызыл, Киев, Берлин, Салоники (Греция), Харбин и Гуанчжоу (Китай).

Толмачёво третий раз за последние 7 лет становится обладателем профессиональной премии «Золотая колесница» как лучший аэропорт России в категории до 3 миллионов пассажиров.

Фотографии статьи
Фото ОАО «Аэропорт Толмачево»
Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин. Фото Михаила ПЕРМИНА