Формат общения — глаза в глаза
— Наталья Васильевна, если задаться целью и ездить в течение дня по самым главным культурным мероприятиям, на всех, за редким исключением, можно застать вас. Причем видно, что в любом контексте и сообществе — у музыкантов, художников, артистов — вы, что называется, свой человек, от которого ждут совета, привета, помощи, рекомендаций. Кроме того, вы очень часто выезжаете в село и буквально исколесили всю область. Как вам удается везде успевать?
— Всё просто: если ты сам не будешь наблюдать за процессом, он может уйти в другую сторону. Поэтому рабочий день приходится растягивать насколько это возможно. С другой стороны, мне как человеку интересно, что происходит сегодня в культуре. Поэтому я сама лично выступаю в сельских аудиториях и еду в Центр современного искусства, приветствую лучших и известных наших мастеров или, к примеру, ветеранов. Кроме всего, я, безусловно, понимаю: такое внимание министра показывает людям — да, вот это значимо и это значимо, и это важно. Добавлю, пока. Поскольку надеюсь, что мы отладим систему так, что всем станет понятно: не надо проситься на прием к министру, не надо, чтобы он приезжал, для того чтобы вас услышали! Вы можете подать предложение или проект в электронном виде — я очень внимательно читаю электронную почту. Но люди пока не верят в это, им нужно встретиться лично — чтобы глаза в глаза. Поэтому приходится тратить большое количество времени на подобные встречи, но, мне кажется, все окупается сторицей. Они говорят потом: «Я видел министра, она вот то-то сказала, она то-то будет поддерживать». И, знаете, это придает людям уверенности, особенно на селе — начальникам отделов культуры или руководителям ДК, что очень важно для нас. Наверное, это переходный какой-то пока еще этап, пока мы выстраиваем, отлаживаем систему и доказываем всем, что культура — это стратегический ресурс развития региона.
Современный — значит креативный
— Не менее важный, чем экономика?
— Судите сами. Проходят реформы, идет модернизация. Как можно говорить о человеке креативном, если он хотя бы в детском возрасте не занимался творчеством?! XX век — век производства, XXI век — век человека творческого. И никакие реформы и преобразования невозможно осуществить, не определив базовых ценностей общества. Этим и занимаются культура и образование. Ведь только культура может ответить на вопросы: что есть истина, добро и красота. Поэтому сегодня государство должно вкладываться в первую очередь в серьезную (и приоритетную!) просвещенческую работу, начиная с малышей. В первую очередь для того, чтобы выпускник школы получал в итоге настоящий аттестат зрелости. Зре-ло-сти! Чтобы в его душе и голове были заложены нравственно-этические и культурные основы, которые позволят развиваться личности дальше, быть человеком социально ответственным.
— Наталья Васильевна, у нас в области начала работать долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012—2016 годы». На ее примере, хотя бы коротко, поясните, пожалуйста, в какие приоритетные направления должно сегодня вкладывать и вкладывает средства государство?
— Главное сегодня — просвещение. Что я имею в виду? Пункт первый в нашей долгосрочной программе — работа с общеобразовательными школами и педагогами по духовно-нравственному и художественно-эстетическому воспитанию. Разработан механизм получения грантов: мы будем поддерживать те школы, где эта работа ведется. Параллельно мы поддерживаем тех, у кого художественно-эстетическая составляющая — часть комплексной образовательной программы. Это означает, что преподавание гуманитарных предметов ведется на высоком уровне с акцентом на мировую культуру. А это достигается, естественно, соответствующей квалификацией учителей. Мне вспоминается поездка в Рим, где наш замечательный литератор, заслуженный учитель России Лидия Ивановна Норина провела с ребятами прекрасную экскурсию по Ватикану в ожидании опоздавшего гида. Тот потом развел руками: мне нечего дополнить. Он, конечно, скромничал, но если бы большинство наших педагогов были так эрудированны, как Лидия Ивановна, мы были бы спокойны не только за аттестат зрелости… за будущее вообще.
Важнейшая задача долгосрочной целевой программы связана с тенденциями, которые наблюдаются сегодня на постсоветском пространстве по определенному изменению национального состава жителей региона. Мы должны помогать людям адаптироваться и идентифицироваться здесь, у нас, поддерживая одновременно их стремление к самоидентификации. Ну и, конечно, сохраняя традиционные образцы русской культуры, что называется, с умом формировать и продвигать брэнд территории за ее пределами. Таким брэндом для области является, к примеру, Сибирский народный хор, и у нас в планах, кроме прочего, связанного с его продвижением, — грандиозный праздник народной культуры, куда мы намерены пригласить прославленные хоровые коллективы России и пока ближнего зарубежья. А провести все это действо хотелось бы, допустим, в недавно открывшемся Экспоцентре или на стадионе «Заря».
В программе предусмотрены средства на проведение реконструкции, строительства и капитального ремонта муниципальных учреждений культуры; на приобретение музыкальных инструментов, сценических костюмов, а также оборудования для фондохранилищ и экспозиций музеев-заповедников; на комплектование библиотечных фондов, в том числе электронными книгами… Всех направлений деятельности, которым окажет поддержку программа, — а это 3,6 миллиарда рублей, — я, разумеется, сейчас даже скороговоркой не перечислю, просто повторю свой излюбленный тезис: «Власть сама не поёт, не танцует, не лечит и не учит. Наша задача — создать условия, чтобы встретились те, кто умеет это делать, с теми, кому это необходимо». Для чего должны быть оборудованное место встречи, средства и обученные кадры. Если мы, управленцы, этого не сделаем, грош нам цена.
Бюджетный рубль любит дисциплину
— Трудно ли вам, министру культуры, разговаривать с финансистами, убеждать их, что вот это и вот это ну просто необходимо для жизни и развития культуры как воздух?
— Под каждым словом в этой фразе подписываюсь: у нас в области идеальный порядок распределения бюджетных средств. И каждому бюджетному рублю еще в ноябре прошлого года четко определено место в году нынешнем. Поэтому все наши культурные планы и программы, в первую очередь целевые, долгосрочные, мы должны соотнести с долгосрочной концепцией развития области до 2025 года. Если министерство, опираясь на мнение экспертного совета, четко пропишет все свои мечты, идеи и потребности в развитии по множеству позиций и все это будет логично соотноситься с развитием других отраслей, каким-то особенным образом мне кого-либо убеждать не надо. Будут ремонтироваться и строиться учреждения культуры, покупаться оборудование, инструменты и костюмы для коллективов, проводиться конкурсы и фестивали — не все сразу, но планомерно и, в общем-то, довольно ощутимо и мощно из года в год… В чем красота управленческого процесса? От тебя зависит очень многое в жизни людей на достаточно длительный период. Если ты чего-то в долгосрочном планировании не предусмотрел, тебе придется прикладывать невероятные усилия, чтобы внести самые, казалось бы, незначительные изменения в финансовые документы области. Мы смогли в эту программу включить мечты многих, работая не только на сегодняшний день, но и на дальнюю перспективу.
Я бы хотела обратить внимание жителей области, которые пишут письма губернатору и министру культуры на тему: выделите нашему, например, самодеятельному коллективу такого-то клуба денег на сценические костюмы — старые износились. Этот вопрос не к нам. Мы выделяем каждый год определенную сумму на культуру каждому муниципальному образованию. И ваша задача, дорогие мои, спросить у главы муниципального образования или ваших местных депутатов, сколько конкретно денег и на что выделено вашему клубу или школе искусств. Вот если вам ничего не выделяют, вас игнорируют и ваши проблемы не решают, тогда пишите. Хотя должна напомнить: согласно Федеральному закону 131-ФЗ культура в районах теперь полностью находится в ведении муниципалитетов. Но финансовая дисциплина не позволяет никому ни по какому хотению немедленно выделять средства для артистов на какую-либо творческую поездку. Пишите заявку заранее, примерно за год, и мы постараемся вам помочь.
Культура-кормилица?
— Наталья Васильевна, довелось услышать: мол, в Колывани культура скоро весь район прокормит. Шутка?
— Шутка, но с долей истины. Не прокормит, конечно, — и это касается не только Колывани, но и Сузуна, Куйбышева, других, но в экономику много нового и перспективного привнесет. Я имею в виду развитие исторического туризма. А маршруты на самом деле уже прорисовываются, музейные комплексы обустраиваются и способны повлиять, к примеру, на стратегические решения власти в сфере дорожного строительства, сервиса.
* * *
Модернизация в Новосибирской области системы кинопроката и развитие игрового кинематографа; перспектива получения высшего профильного образования работниками культуры села; лидирующие позиции региона в переводе учреждений культуры в статус автономных; уникальность на общероссийском фоне театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит» и так далее, и так далее — вопросов было много и ответы были, без преувеличения, исчерпывающими: министр культуры разговаривала с журналистами в привычном для неё формате — глаза в глаза.
ФАКТ
В муниципальных и государственных учреждениях культуры Новосибирской области работают 11470 специалистов, из них с высшим профессиональным образованием — 5208, со средним профессиональным образованием — 4514 человек.