Роман с деньгами
— Дореволюционный Новониколаевск переживал серьёзный бум экономического развития, — рассказал Алексей Пронин, кандидат исторических наук, учёный секретарь музея Новосибирска. — В то время основным экспортным продуктом Сибири было масло, которое делали в Барабинской лесостепной зоне и в других районах. Продукт поставляли в том числе и за границу. В связи с этим предприниматели тех лет были вынуждены брать кредиты, проводить расчёты, обмен денежных средств. Всё это вызвало всплеск появления отделений банка, создание общественных банков и, как следствие, приход в наш город более серьёзных организаций. 15 (2) января 1912 года образовалась контора Государственного банка тогда ещё Российской империи. Тёмно-красный дом напротив площади Ленина, здание современного Государственного банка, каждый новосибирец видит в своей жизни довольно часто. Но о том, что там происходит, как помещение выглядит внутри, чем занимаются его сотрудники, мало кто знает. Выставка призвана рассказать об этом.
«Городской общественный банк» на балконе
Большая часть экспонатов на протяжении века скапливалась в музее новосибирского отделения Госбанка. Теперь настало время показать жителям и гостям города то, что не всегда покажут и в кино. Например, один из самых интересных экспонатов — счётно-вычислительная машина образца 70 — 80-х годов. На вид — раковина или, может, старые весы для взвешивания младенцев. В действительности механизм работы аппарата очень прост: в чашу высыпаются монеты, которые постепенно «стекают» вниз, а машина определяет их количество. Кстати, устройство, несмотря на достаточно долгую жизнь, до сих пор работает.
— По субботам с 12 до 14 часов вплоть до окончания выставки, до конца апреля, мы будем демонстрировать работу трёх аппаратов. Так, каждый желающий сможет пересчитать деньги, которые он с собой принёс или которые уже есть здесь, — прокомментировала Елена Щукина, директор музея Новосибирска.
Не менее интересна с точки зрения обывателя сургучница 90-х годов. Складывается впечатление, что это пробный образец алюминиевой кастрюли, работающей от электросети. А вот переносной сейф начала прошлого века, напротив, отличается особым изяществом. Думаю, и сейчас эта вещь украсила бы многие богатые интерьеры и, конечно, сохранила деньги её владельца. Есть на выставке и такие экспонаты, которые уже не имеют аналогов в современной действительности.
— У нас три арифмометра, — объясняет Алексей Пронин. — Это тот аппарат, который сейчас свои функции утратил и не используется. Грубо говоря, это механический калькулятор для арифметических вычислений — сложения, вычитания, деления. Использовался он вплоть до конца 70-х годов. Тогда ему на смену начали приходить первые калькуляторы. Кстати, один из первых таких калькуляторов стоит у окна (кандидат исторических наук показывает на экспонат, весьма напоминающий печатную машинку с наименьшим набором клавиш): с клавиатуры набирали числа, выбирали действие, а затем это всё распечатывается. Конечно, плёночные упаковщики, брошюровщики, которые оборачивают пачки купюр, монетно-счётные машины — всё это сейчас существует, пусть и не в таком виде.
Ещё один удивительный по своей истории экспонат — вывеска «Городской общественный банк». Два первых слова на этой табличке практически не видны, стёрлись. Но когда-то вывеска красовалась на одном из центральных зданий Новосибирска. Кто и когда снял её оттуда, не ясно, но в конечном счете её в конце 80-х годов в одном из подвалов старых построек нашёл житель города и всё это время держал у себя на балконе. Теперь у вывески есть своя судьба, и она появилась в музее Новосибирска.
Приключения банкира
В выставочных залах, кроме машин и денег, развешаны стенды с фотографиями и историями людей.
— Несмотря на то, что бухгалтерская работа считается неинтересной, биография большинства из этих людей была абсолютно не скучная, — считает Алексей Пронин. — Например, судьба одного из управляющих, Давида Исидоровича Файнера, который работал в новосибирском отделении Госбанка с 1936 по 1937 годы, достойна приключенческого романа. Этот человек, поступив на математический факультет Красовского университета, как подлинный австрияк был призван в армию Австро-Венгрией. Откуда он дезертировал в 1917 году, скрывался на Украине, вступил добровольцем в Красную армию, воевал на бронепоезде, был сотрудником полтавской ГЧК. Затем он был переведён в Москву на курсы высшего командного состава, отобран в число шести курсантов для охраны вождей революции в Кремле…
После этого Файнер поменял не одно место работы, пока в 1936 году не оказался в Новосибирске. Однако мог ли кто-то тогда предположить, что на посту управляющего банком он продержится всего год, после чего его ожидает трагический конец. Эту историю рассказала невольная свидетельница событий Виктория Михайлова.
— В зале не найдётся человека, который раньше меня бы переступил порог Госбанка, — считает она, хоть никогда и не была связана с банковской сферой профессиональной деятельностью. — Это было в 1934 году. Тогда мама, Ольга Нифонтоновна Терлецкая, поступила на работу и привела меня с собой в детский сад, который размещался в правом крыле здания банка. Я выросла в этом банке. Когда застрелился управляющий Файнер (из-за доноса. — Прим. авт.), мама была его секретарём. Из-за этого трагического случая её уволили. Нас переселили из банковского дома на Советской, 50, где у нас было две комнаты, в гнилушку на улице, которая шла параллельно Нарымской (сейчас этой улицы уже нет) у вокзала. И мама осмелилась написать в Москву, что она считает себя незаслуженно уволенной. И её восстановили, хотя могли вообще посадить или расстрелять. И она проработала в банке 30 лет.
ФАКТ
Примечательно, что все 100 лет отделение Государственного банка России располагается в исторических объектах в центре Новосибирска. Первоначально оно разместилось в здании Городского торгового корпуса, с 1925 года — в здании Государственных учреждений на Красном проспекте (НГАХА). А в 1930 году краевая контора Госбанка СССР обрела свое постоянное место жительства — в здании на Красном проспекте, 27, построенном по проекту Андрея Дмитриевича Крячкова.