USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Высшая мера ответственности

Беседовала Валентина МАЛЬЦЕВА
Николай Гаврилович Фомичев
Николай Гаврилович Фомичев

Вот так достойно и красиво жить
— Николай Гаврилович, вы успешный человек, счастливый муж, отец, дед. Как все это строится? Какие принципы помогают вот так достойно и красиво жить?

— Вы знаете, наука, которой я всю жизнь занимаюсь, требует системности подходов ко всему, глубокой сосредоточенности… Но что касается быта, простой жизни, я скорее поддавался импульсам. То, что они подсказывали мне верный путь, это, видимо, следствие того закона, о котором писал Кант: нравственный закон, который внутри каждого из нас.

— Почему вы, сельский мальчик, вдруг решили стать хирургом?

— Хирург маслянинской районной больницы спас мою маму. Иначе семеро детей остались бы сиротами. Это был, без преувеличения, великий человек — Александр Трифанков, в районе о нем народ песни слагал… До этого я и не подозревал, сколь важна высшая мера ответственности в своей профессии. Тогда я навсегда связал это понятие с хирургией. Понимал, что прежде всего нужно хорошо учиться. Много читал, любил ходить в библиотеку, где всегда были свежие газеты, журналы. Тогда писали, как идет строительство Московского университета. И я подумал: вот кто-то там будет учиться…

— Вы не попытали счастья?

— Нет, я был слишком привязан к своей семье. Но мысль эта настолько глубоко засела, что много лет спустя я настоял: внук Кирилл учится теперь в МГУ. Хотя вся семья сопротивлялась, не хотели отпускать парня в столицу.

— А какие факторы влияют на прочность семьи? Наверное, вам, такому красивому и успешному мужчине, пришлось испытать немало искушений?

— Женился я на четвертом курсе, очень молодым... Тоже импульс влюбленности сработал. А потом оказалось, что это любовь на всю жизнь. Без нее семья не удержится. А мы с Марианной нынче отпразднуем уже полувековой юбилей супружества. За границу работать ездили вместе: жена офтальмолог, тоже хирург.

Человек как фактор влияния
— А вам довелось испытать такие же чувства, как вашему кумиру Трифанкову: благодарный восторг исцеленных?

— Конечно. Представляете, привозят в клинику недвижимого «позвоночного» больного, а после операции он становится полноценным человеком, с нормальным двигательным режимом. В африканских госпиталях, где я излечивал неходячих, а жена возвращала зрение слепым, нас просто святыми считали.

— Профессия, как известно, формирует человека. У вас, похоже, высшая мера ответственности распространялась и на другие сферы деятельности?

— Когда только начинаешь работать, сначала видишь только узкое «поле ответственности» и полагаешь, что оно исчерпывается объемом оперативного вмешательства. Когда начинаешь себя увереннее чувствовать, то за этим «полем» видишь жизнь человека, его семьи. Позже понимаешь, что и они, и ты, и твоя семья зависят от общественного климата. Участие в его формировании еще более расширяет зону ответственности. С опытом приходит понимание, что каждый человек — это фактор влияния на все процессы мира.

Экстремальная хирургия нашему обществу не нужна
— И вот вы, Николай Гаврилович, сегодня занимаетесь работой в предвыборном штабе. У вас какие-то личные «движущие силы» есть?

— Знаете, я страстный автомобилист. Мы с женой автотуристами исколесили не только всю нашу страну, но и многие европейские страны. Поверьте, многое повидали в жизни. Общались и с теми, кто покинул Россию в разные времена. Они все в глубине души держат «кусочек Родины», и это их согревает. Мое место здесь, и здесь мы должны так жить и работать, чтобы страну не рвать на такие вот «кусочки». У нас одна страна, одно гражданство, один дом.

Наш штаб создан на базе Общероссийского народного фронта, который объединяет самых разных людей, но у них одни базовые ценности развития нашего государства. Они изложены в Народной программе ОНФ. Таким образом, очень многие из тех, кто вносил предложения в эту программу, станут непосредственными участниками ее реализации.

Народный фронт, как я его понимаю, взаимодействие всех конструктивных сил. Выборы президента — это народное дело. Будущий президент должен искать опору не в какой-то одной партии, а в народе.

Посмотрите, к чему призывают приверженцы революций, это было в разных странах и у нас в том числе… К чему привели их действия? Если отвлечься от красивых лозунгов, к гражданской войне, к физическому истреблению огромной массы населения, к хаосу. Да и какую часть от народа составляют эти критики? Люди трудятся, строят планы на жизнь. Кто хочет замутить их сознание столь же смутными перспективами? Причем никак не сформулированными. Если их послушать, то это просто «нет» всему, а чему они говорят «да»? Только разрушению.

Развитие страны должно быть мирным, а переходы на новый политический уровень — эволюционными, постепенными. Страна наша не настолько больна, чтобы требовалась экстремальная хирургия, тут нужны простые народные, проверенные средства. И мы их ищем, обсуждая будущее России с конструктивными силами общества.

— Упрек у «протестных деятелей один»: руководитель страны уже долго у власти…

— Смотреть нужно не на то, сколько политический деятель возглавляет страну, а на то, чего он смог добиться. Если человек сделал то, на что способен далеко не всякий политик, лидер, он не допустил распада страны, остановил ее грабеж, развал экономики, это нужно оценить спокойно и взвешенно. Я и мои коллеги, да и все, кто пережил шок 1990-х, в состоянии не только оценить, но и напомнить об этом другим.

Политическая культура у нас, в России, довольно странно порой перекошена. Вот мои коллеги за рубежом категорические патриоты: уважительно отзываются о своей истории, руководителях страны, их политике. У нас еще в советские времена привыкли держать кукиш в кармане, и теперь объявились наследники этого «протестного» сектора.

В здоровом теле — здоровые убеждения
— Возвращаясь к теме здоровья… Как вы считаете, зависит здоровье человека от его политических убеждений? Должны они быть в здоровом теле или чем дальше от политики, тем здоровее будешь?

— Опыт многих поколений показывает: чем образованнее человек, чем активнее, чем более погружен в общественные заботы, чем более доброжелателен, тем дольше и счастливее он живет, тем полнее его самореализация.

— Да, и вы, Николай Гаврилович, просто иллюстрируете этот тезис всем своим обликом. А что для вас отдых? Вязание крючком? Рыбалка, грибы, дача?

— Туризм остается актуальным. И еще бы я почитал классику. Как меняется ее восприятие спустя годы, в новой, каждодневно меняющейся реальности… Как многому она учит тех, кто готов учиться!

СПРАВКА
Николай Гаврилович Фомичев — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Более 20 лет возглавлял знаменитый Новосибирский НИИТО.

Знания Фомичева-врача были востребованы за рубежом, где он приобрел опыт экстремальной хирургии.

Начало и середина 90-х прошлого столетия были трудными для российской науки. Из-за недостаточного финансирования закрывались лаборатории, прекращалась деятельность целых институтов. Однако Н. Г. Фомичеву удалось полностью сохранить коллектив, не меняя избранного научного направления.

Сегодня НИИТО оснащен современной медицинской техникой и инструментарием. Именно в НИИТО впервые в стране получили широкое применение многие высокотехнологичные методики.



ДОСЛОВНО
Николай ФОМИЧЕВ:
— Один видный политик недавно спросил меня: «Зачем ты взялся за эту работу в Народном штабе?» Что тут сказать? Никогда не занимался политикой, но что такое идеология, понял, работая за рубежом, где общался с коллегами из разных стран. Удивило, насколько их представления о нашей стране не соответствуют действительности. Постепенно в разговорах и делах многих убеждал, что Россия — не столько загадочная страна, сколько открытая, сильная, богатая. И это далеко не всем нравится, особенно тем, кто не может управлять собственной страной без чужих ресурсов и чужого труда. Общаясь сегодня с новосибирцами, часто вижу, что люди хотят глубже вникнуть в происходящее. Перед выборами такой интерес еще более обострен. Я хочу, чтобы они ясно представляли, в чем их личный интерес и кто его сможет реализовать в полной мере.

Фотографии статьи
Вчера Николай Фомичев участвовал в процедуре жеребьёвки по размещению агитационных материалов в СМИ. Фото Елены ДРОЗДОВОЙ