USD 98.5336 EUR 102.6852
 

Финансовый фундамент сельской «перестройки»

Подготовила Марианна ДАНИЛОВА
В селе всегда найдётся куда потратить средства. Фото Юрия ИВАНОВА
В селе всегда найдётся куда потратить средства. Фото Юрия ИВАНОВА

По понятиям — не по закону
В это общее и в чём-то почти философское русло обсуждение проблем исполнения бюджетов высокодотационных поселений на комитете Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности перетёкло не случайно.

Безусловно, качество управления финансами на сельском муниципальном уровне повышается год от года. Но и давние проблемы остаются: недостаточно развита система муниципального финансового контроля, нехватает высококвалифицированных финансистов, особенно в поселениях. Отсюда неточности и ошибки в расходовании средств, превышение утверждённых значений.

К большинству нарушений приводит и несовершенство законодательства. К примеру, довольно часто из бюджетов муниципальных образований финансируются расходы, не связанные с решением вопросов местного значения: социальная помощь населению, содержание местных музеев, ремонт приватизированного жилья и многое другое. Всё это дела жизненно необходимые, но нельзя забывать, что возможности расходования средств у высокодотационных бюджетов значительно ограничены.

Конечно, в итоге каждая копейка затыкает реальные бреши, и это вполне легко оправдать реалиями. Но, как ни крути, любое, даже, казалось бы, столь же незначительное, сколь и благое, нарушение — это отступление от буквы закона.

Тем не менее к нарушениям подобного плана законные санкции (приостановление или сокращение межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям) не применишь — задействованность ресурсов областного бюджета в экономическом обороте любого сельского района слишком высока.

Считать деньги не у печи
Для усиления контроля и предупреждения ошибок в процессе исполнения бюджетов депутаты предложили создавать грамотные контрольно-ревизионные комиссии районного уровня и передавать им проверяющие функции.

По словам Владимира Саблина, председателя Совета депутатов Новосибирского района, в их районе в одном из первых в области была создана такая штатная служба. Сегодня большинство муниципальных образований территории передали свои контролирующие полномочия на районный уровень.

— Думаю, что результаты этой работы скажутся прежде всего на профилактике нарушений. В каждом муниципальном образовании трудно найти опытных профессиональных финансистов, да и нужно ли? — рассуждает Владимир Саблин.

По мнению Валентина Сичкарёва, заместителя председателя бюджетного комитета, такая постановка вопроса вполне своевременна:

— Сегодня во многих сельских поселениях финансами занимаются бухгалтеры: что-то посчитают и бегут печку топить, корову доить и воду из колодца таскать — во многих поселениях такой уровень жизни. И так во всех сферах. По-моему, пора решать задачи комплексно — будь то укрупнение или что-то другое. Это вопрос дальнейших тенденций регионального развития.

Виталий Голубенко, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области, с неотвратимостью такого курса согласился: наиболее эффективный путь к сбалансированности — укрупнение органов местного самоуправления.

— Этот принципиальный шаг в дальнейшем даст нам развитие. Решение же только денежного вопроса не приведёт к решению кадровых проблем. Не имея в муниципальных образованиях фактического кадрового потенциала, вести речь о том, что, увеличив расходы бюджета, решим все проблемы, мы не можем, — уверен министр.

При этом задачей сегодняшнего дня остаётся помощь сельским территориям в формировании единого информационного пространства по исполнению бюджета, упрощение методологии и стандартов формирования и исполнения казны.

КСТАТИ
Депутаты-бюджетники предложили строже контролировать соблюдение законодательства при распределении в районах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Полномочия по распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений были переданы районам два года назад под негласным девизом «на местах виднее, что нужнее». Однако пока это не дало ожидаемой эффективности: так называемые методики распределения дотаций в муниципалитетах оказались несовершенными.

Такие результаты даже подвигли депутатов на намеренно провокационное предложение забрать у районов функцию распределения дотаций. На деле, конечно, по крайней мере, в ближайшее время, до этого не дойдёт. А вот помочь районам методически и обобщить положительный опыт распределения дотаций необходимо. И это планируется сделать в ближайшее время.

Фотографии статьи
Фото Юрия ИВАНОВА