Развиваемся в игре
Доброжелательность для крох
Есть мамы, которые вынуждены выходить на работу или отрываться от малыша, чтобы закончить учёбу, едва их новорождённому исполнится несколько месяцев. Таким мамочкам важно помнить, что в самом начале своей жизни — в возрасте от рождения до полугода — у ребёнка есть огромная потребность в интимно-личностном общении с мамой, доброжелательном внимании и любви других близких взрослых. По словам заведующей лабораторией здоровья и развития дошкольников городского центра образования и развития «Магистр» Татьяны Яковенко, рассказавшей нам об особенностях развития детей разного возраста, в этот период очень важно использовать каждую возможность для общения. Нужно не просто мягко, ласково разговаривать с ребёнком, но и включать его в настоящий диалог, беседуя так, словно маленький человечек уже всё понимает.
Можно комментировать буквально все свои действия, реагировать на действия, состояния, движение самого малыша, при этом важно называть ребёнка по имени. Нужно обеспечить тактильный контакт с малышом, чаще брать его на руки, поглаживать, а также повторять все звуки, произносимые ребёнком, и побуждать его к повторному воспроизведению этих звуков.
В течение дня крохе нужно обеспечить возможность взаимодействовать с яркими звучащими игрушками, разными по цвету, фактуре, величине предметами, побуждать ребёнка к рассматриванию лиц взрослых: пришел с работы папа — нужно посмотреть, где у него глазки, носик.
Дорогу следопыту
Детишкам постарше — от полугода, когда они начинают садиться и у них меняется восприятие мира, до 2 — 2,5 лет — в общение необходимо включать практическое сотрудничество со взрослыми. Нужно предоставить малышу возможность безопасного исследования предметов окружающего мира. Для этого лучше не закрывать, как это принято во многих семьях, ящики и шкафчики мебели, а просто убирать подальше от ребёнка опасные или дорогие взрослым предметы. Пусть малыш манипулирует предметами хотя бы из одного шкафчика — бросает мяч, расчёсывается. При этом обязательно давать краткие, понятные пояснения: «что я делаю сейчас».
Купив новую игрушку, обязательно нужно показать, как нужно с ней играть. Пирамидку можно разобрать и собрать в произвольном порядке, мишку — гладить, целовать, машинку — катать по ровной поверхности или по стене снизу вверх. На втором году жизни ребёнка можно начинать активно учить играть в сюжетные игры — укачивать куклу, кормить игрушки, укладывать их спать.
Читать с пелёнок
Читать с ребёнком можно… с рождения! Или даже ещё до него, ведь малыш начинает познавать мир уже в животе у мамы. Рассматривать большие книжки с яркими картинками некоторые мамы начинают уже со своими новорождёнными детьми. Во время бодрствования ребёнок лежит на спинке, он сыт, ему тепло, у него хорошее настроение — почему бы не показать ему несколько красивых крупных цветных иллюстраций с изображением игрушек или зверей? Всё становится ещё проще, когда кроха начинает переворачиваться,— тогда можно полежать рядышком на животе и посмотреть в книжку несколько минут, зачитав пару четверостиший. Дальше — больше: читать и внимательно изучать сборники детских стихов, щедро снабженные иллюстрациями, с малышом можно всё чаще, расширяя при этом его первую собственную библиотеку. При этом будет активно развиваться речь малыша — ведь мама будет читать и побуждать своего всезнайку повторять за ней сначала звуки, потом отдельные слоги, слова, фразы. К примеру, взрослые малыши в возрасте около двух лет и старше могут попытаться по вопросам пересказать только что прочитанную незамысловатую сказку. Это несложно и возможно даже при большой занятости мамы.
И на прогулку, и по хозяйству — с пользой
Если вы куда-то идёте или едете с ребёнком, обязательно используйте эти прогулки для общения, расширения представлений ребёнка о мире. Идём по улице и перечисляем, что мы видим вокруг, какого цвета и размера машины проезжают по дороге, куда они едут и зачем, что и зачем мы покупаем в магазине? Кстати, приготовлением ужина, мытьём посуды, стиркой и тысячей других полезных дел малыш тоже может и должен заниматься вместе с мамой. Это не только дополнительное время для общения и нелишние уроки общего развития, но и привитие элементарных навыков самообслуживания. Поэтому не отсылайте сына или дочку во время готовки с кухни — лучше усадите на удобное и безопасное место и дайте фасоль, банки, в которые ребёнок будет пересыпать зёрнышки. При этом важно, конечно, постоянно присматривать за чадом и не расстраиваться (а уж тем более не раздражаться), если что-то просыплется. Приготовление еды — дело такое, при котором аккуратность сохранить получается даже далеко не у всех взрослых. Будьте снисходительны и терпеливы по отношению к своему ребёнку.
СОВЕТ БЫВАЛОЙ МАМЫ
Ирина БОРИСОВА, мама троих детей:
— По-моему, в занятиях с детьми, конечно, с теми, кто постарше, важно не бояться по-хорошему экспериментировать. К примеру, я со своей старшей дочкой уже с её года и трёх месяцев начала активно заниматься рисованием пальчиковыми красками, лепкой из пластилина и даже починкой одежды. В шитье, конечно, сначала дочка всё больше была, так сказать, на подхвате — подавала лоскутки, выбирала пуговицы, но уже к двум годам она сама работала с иголкой — нанизывала бусины на нитку, делала свои первые стежки. Всё это, естественно, под моим чутким присмотром. Жаль, что с появлением других малышей у меня реже получается уделять внимания таким занятиям с детьми.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна ЯКОВЕНКО, заведующая лабораторией здоровья и развития дошкольников городского центра «Магистр»:
— Важно не переборщить с опережающим развитием. Нужно внимательно наблюдать, готов ли ребёнок научиться чему-то новому. Когда предлагаете ребёнку делать то, что пока ему сложно делать одному, нужно сначала делать это вместе, а через некоторое время он будет повторять действия самостоятельно. Такого рода обучение тянет за собой развитие. Важна поэтапность, не должно быть оголтелого экспериментирования, не нужно стараться забить голову малыша сложными понятиями, как можно раньше стараться научить читать, писать или определять все цвета. Полезнее непосредственное, живое, спокойное общение с мамой и папой.
ФАКТ
Обязательно нужно хвалить ребёнка за удачные попытки в совместных играх-развивашках. К примеру, получилось у малыша поймать мяч
или удалось вспомнить, что за зверь нарисован на картинке, — обязательно гладим его по голове, говорим: «Молодец!»