Когда остаёшься один
Вопреки сложившейся традиции заверять зрителей, что в фильме скрыта глубочайшая идея, о которой непременно нужно долго и мучительно рассуждать (даже если речь идёт о комедии), Сергей заявил, что «Камень» — «это не загруз, это аттракцион». Такая точка зрения кажется удивительной, если учитывать драматичность сюжета и тему нелегкой жизни российских сирот, затронутую в триллере. Однако тот, кто смог посмотреть фильм, вероятно, без труда поймёт мысль известного актёра.
Казнить нельзя помиловать
Как рассказал Вячеслав Каминский, идея фильма родилась, когда к нему в руки попал роман новосибирского писателя Юрия Бригадира. Режиссёр будущего фильма «загорелся материалом» и решил, что именно этот сюжет станет его дебютом на поприще художественного кино. Хотя подумать, что лента принадлежит «перу» новичка, лично мне не пришлось. Не зря первая работа Вячеслава — короткометражный документальный фильм «Путь к победе» — победил на IV Международном кинофестивале имени Андрея Тарковского в 2010 году. С выбором актёра для главной роли начинающий режиссёр не сомневался, а вот у абсолютного большинства россиян, видевших афиши, ставка на участника проектов «Наша Russia» и «Прожекторпэрисхилтон» немало шокировала, вызвав волну ироничного скепсиса.
— Для меня это большой сюрприз, — признался Юрий Бригадир при встрече с создателями «Камня». — Хотя я знал, что фильм снимается, но до сегодняшнего дня я не предполагал, что он окончен. Когда утром мне на электронную почту пришло письмо — постер с изображением Сергея Светлакова, у меня был натуральный шок. Я мог представить кого угодно в роли этого человека, но только не Сергея.
Нельзя сказать, что блестящая игра Светлакова начисто отбивает у зрителей ассоциации его с прежними образами. В целом складывается впечатление, что Пётр, главный герой, должен быть несколько иным: на фоне остальных персонажей, то и дело выплёскивающих бурю эмоций прямо в кинозал, «дядя Камень» выглядит чересчур блекло, недоигранно. Тем не менее новосибирский писатель поспешил оправдать работу актёра: «Персонаж действительно немного картонный, но он по книге такой. Он действительно лишён эмоций, поэтому Сергей, наверное, честно отобразил это», — заверил Юрий журналистов.
Сам же Сергей Светлаков, казалось, на нападки реагировал достаточно болезненно: такое впечатление, что актёр весьма переживал по поводу сложившегося мнения. Как он сам рассказал, этого перевоплощения — из комедии в трагедию — он ждал несколько лет и просмотрел около 30 сценариев, прежде чем остановиться на одном из них.
— Я десять лет занимаюсь юмором и не перестаю им заниматься. Но во мне накопилось много всего, что требует творческого выхода, — других эмоций. Когда я почитал этот материал, то роль сразу же на меня «оделась». Мне было безумно комфортно внутри этого человека, я его абсолютно понимаю. Это для меня безумный эксперимент. Я очень старался. Показ фильма пройдёт не только в нашей стране, но и в Украине, Казахстане и даже в Америке. И после этого всего я буду принимать решение, справился не справился, нужно мне идти в эту сторону или не нужно. Если я был не точен актёрски, если зрители действительно подведут такой итог в конце проката, то я сделаю для себя соответствующие выводы.
«Если любишь, умри»
Окончание съёмок «Камня» и Сергея Светлакова в главной роли — не единственные сюрпризы, ожидавшие Юрия Бригадира на предпремьерном показе. Как можно догадаться, действие романа происходит в Новосибирске, но съёмочная бригада до столицы Сибири так и не доехала, обосновавшись в Екатеринбурге. Именно там герой Светлакова похищает семилетнего сына успешного бизнесмена. Однако незнакомцу не нужны деньги. В течение суток предприниматель должен решить, кто из двоих умрёт: его ребенок или он сам.
— Мы полтора года делали этот фильм, четыре раза тестировали его на зрителях, дважды доснимали, — говорит Сергей Светлаков. — Мы меняли фильм постоянно, делая его более массовым и понятным. Мы не стремились к тому, чтобы этот фильм поехал на артхаусный фестиваль, а хотели, чтобы люди пришли в кинотеатры и вышли из него с какими-то вопросами, с какой-то философией, чтобы они его приняли. Так, в книге не было вставок из детства: это придуманная нами история, которая из авторского кино сделала его жанровым.
Доработка сюжета объяснила, как связаны похититель и бизнесмен. Безусловно, без предыстории фильм не приобрёл бы особенной драматической остроты. Слоган фильма «Когда остаёшься один, твоё сердце превращается в камень» как нельзя кстати отражает весь сюжет в целом. В то же время долгое время за триллером тянулась и другая фраза, предложенная Тимуром Бекмамбетовым: «Если любишь, умри».
— Изначально не было истории из детства, и у нас даже была такая идея, что (между основным сюжетом и вставками — прим. авт.) связи вообще может не быть, — делится Вячеслав Каминский. — То есть эта некая игра человеческого ума: герой жил всегда без любви и не верит в это чувство, не верит в то, что люди живут ради других и могут за них умереть.
ДОСЛОВНО
Сергей СВЕТЛАКОВ, актёр:
— Самое тяжёлое было (во время съёмок фильма «Камень» — прим. авт.), когда я мокрый прибегал с улицы и пытался вдолбить ребёнку правила, которые сидят у меня в голове. Не скажу, что там было безумное количество дублей, но у меня терялся голос, тряслись руки. Мне было физически тяжело. В какой-то момент я всё время проседал и был не точен. Мне хотелось, чтобы всё было на одной эмоции.
ФАКТ
Школьник Александр Колесников, сыгравший главную детскую роль в фильме «Камень», работал наравне со взрослыми участниками съёмок — по десять часов.