Он может разговаривать без слов
И хотя его параметры были заключены в довольно жесткую модель — «молодой, энергичный, профессиональный дирижер, в расцвете творческих сил, имеющий концертный и оперный опыт работы», — претендентов, в том числе за пределами страны, было предостаточно… Пока интуиция, случай и скрупулезность отбора не вывели руководство театра на Айнарса Рубикиса.
По русской поговорке
Несмотря на молодость, за плечами у маэстро работа с ведущими хоровыми коллективами и симфоническими оркестрами Латвии, а после победы на Третьем Международном конкурсе дирижеров имени Густава Малера (2010) — выступления с известными европейскими оркестрами. Совсем недавно Айнарс Рубикис стал обладателем второй в истории премии Nestle и Зальцбургского фестиваля «Лучшему молодому дирижеру». После триумфа на конкурсе имени Малера он получил предложения от шести ведущих европейских агентств и, заключив договор с крупнейшим из них — Askonas Holt (Великобритания), в настоящее время имеет обширный творческий график сотрудничества с известнейшими музыкальными коллективами мира.
Именно с одним из руководителей этого агентства Роной Иствуд дирижер приезжал в Новосибирск нынешним летом для знакомства с городом и театром, затем в октябре дирижировал симфонической программой, и вот в понедельник при посредничестве Askonas Holt состоялось подписание трехлетнего контракта с НГАТОиБ.
Город и театр понравились Айнарсу Рубикису, по его словам, еще летом, но, руководствуясь русской поговоркой не покупать кота в мешке, он, прежде чем принимать предложение новосибирцев, все же решил «попробовать руку» и сыграть с нашими музыкантами в начале сезона концертную программу, что было не напрасно:
— Мне понравился оркестр, мне понравился звук и стиль оркестра. И что самое главное для дирижера — мы нашли с оркестром один язык, то есть можем разговаривать без слов…
Сейчас в планах Айнарса (вчера он дирижировал оперой Бизе «Кармен», которой в эти дни исполнилось 10 лет со дня премьеры на сцене НГАТОиБ) — два январских спектакля «Кармен», 28 января — симфонический концерт. Затем он будет работать над возобновлением оперного репертуара театра, в числе более удаленных проектов — «Реквием» Верди на сцене театра и под занавес сезона — исполнение кантаты Прокофьева «Александр Невский».
О новшествах в новосибирской оперной афише господин Рубикис высказался шутливо и очень предположительно:
— То, что в театре существует сегодня, — это хорошие спектакли, но, по-моему, существует при этом и какой-то излишний концентрат жанра — «Кармен», «Травиата», «Богема», «Тоска» — грандиозные большие оперы. Увидев репертуар, я почувствовал — надо добавить сюда такого… Ну чтобы не всегда главные герои заканчивали жизнь на сцене смертью…
«Я — скорее дипломат...»
На вопрос, сколько времени новый главный будет проводить в Новосибирске, в театре, а сколько за его пределами: ведь у молодого талантливого дирижера уже сейчас запланировано много выступлений и проектов по миру, немало предложений наверняка еще поступит, ответил директор НГАТОиБ Борис Мездрич:
— Ритм работы будет складываться из того, что происходит здесь, у нас. А коррелироваться — все графики, все передвижения Айнарса — агентством Askonas Holt. Кстати, для театра это принципиально важно, что в этой сфере у нас появился очень профессиональный и опытный партнер. То есть хочу сказать: с секундомером никто стоять не будет, в творческих вопросах всегда судят по результату. Все будет зависеть от того, что мы спланировали, как свели графики, какое у Айнарса настроение, какие в театре возможности… В общем, это задача со многими параметрами, и каждый раз она будет определяться как можно более точно и на долгий отрезок времени. Сидение намертво, где бы то ни было и во что бы то ни было в творческом деле успеха не гарантирует.
Айнарс Рубикис и во время знакомства, и во время просмотра фрагмента фильма о конкурсе Малера (а затем на репетиции «Кармен») показался человеком открытым, эмоциональным, мягким, с чувством юмора. Поэтому сам собой напросился вопрос, а способен ли он власть употребить и, если необходимо, показать музыкантам, кто здесь главный? В ответ Айнарс на мгновение задумался и снова улыбнулся:
— Я скорее дипломат и в сложных ситуациях довольно устойчив… Хотя однажды мой хор, хор Латвии, меня довел, и…
Мы поняли: мало хористам не показалось…