В беспокойстве — спокойствие
Рынок транспортных услуг кардинально изменился. Возросло количество владельцев транспортных средств различных организационно-правовых форм собственности. Эти обстоятельства приводят к снижению уровня технологической безопасности на транспорте, росту количества аварий, в том числе с очень тяжелыми последствиями. Между тем в области пассажирских перевозок именно безопасность первична, а не прибыль. Это подчеркнул в своём выступлении на конференции «Безопасность и экология» заместитель председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов.
Обской шлюз в онлайн-режиме
В рамках «Транспортной недели» российский Минтранс презентовал Комплексную программу по обеспечению безопасности населения на транспорте стоимостью более 46,7 миллиарда рублей. Часть федеральных средств пойдет на укрепление обского пропускного шлюза. Уже в следующем году территория стратегического объекта будет оснащена комплексом инженерно-технических средств, позволяющим специалистам Ситуационного центра, к примеру, в Москве контролировать обстановку на гидроузле в режиме реального времени.
Стоимость нововведения, по предварительным подсчетам, составит порядка 150 миллионов рублей. На монитор размером со стену в онлайн-режиме транслируется ситуация на территории объекта, расположенного за тысячи километров. Предположим, в Сибири, на новосибирском шлюзе. Это в перспективе, а пока в Ситуационном центре демонстрируют один из уже подключенных к системе гидроузлов в Центральной России.
Общий вид шлюза представлен схематично. Но вот по команде происходит «незаконное проникновение», и моментально несколько камер видеонаблюдения устремляют свой «взор» к месту происшествия. За несколько секунд наряд охраны скручивает мнимого нарушителя.
— Центр создан для предотвращения незаконных вмешательств на наиболее уязвимых объектах и на дальних подступах к ним, — говорит начальник управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта Николай Трусов. — Новая система безопасности Росморречфлота может быть интегрирована с аналогичными системами, работающими в других ведомствах или на других видах транспорта.
Под оком ГЛОНАСС
Подобные ситуационные центры планируется создать и в сфере автодорожного хозяйства. Здесь, считают специалисты Минтранса, в числе непростых может оказаться вопрос софинансирования дополнительных затрат со стороны собственников объектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Скорее всего, точки над «i» расставят изменения в Федеральном законе «О безопасности на транспорте», которые уже внесены на рассмотрение в Правительство РФ.
В ответе на вопрос «Не станут ли поездки слишком дороги в связи с возрастающими требованиями к транспортникам по оснащению объектов инфраструктуры системами безопасности?» министр транспорта России Игорь Левитин был категоричен:
— Жизнь человека дороже любых затрат компаний-перевозчиков. Чтобы проезд не стал роскошью, транспортным компаниям нужно сокращать расходы.
В перспективе все пассажирские автобусы на межрегиональных и международных маршрутах должны быть оснащены системой ГЛОНАСС и тревожными кнопками. Посадка и высадка пассажиров будет осуществляться в строго установленных местах, а продажа проездных билетов — только по паспортным данным.
Отчасти всё это уже работает. Так, если еще летом до Барнаула с новосибирского автовокзала можно было взять билет, не предъявляя удостоверяющего личность документа, то уже осенью в кассе у пассажиров, следующих по межрегиональным маршрутам, стали требовать паспорт.
Вероятно, пассажиры, отправляющиеся с новосибирского автовокзала, вскоре начнут проходить через стационарные металлообнаружители. Так же, как уже сегодня это практикуют на станциях метрополитена, железной дороги, включая вокзалы пригородного сообщения. Кстати, в метро, помимо систем видеонаблюдения, предусмотрена установка взрывозащитных контейнеров.
Вне конкуренции — техническая оснащенность системами безопасности в аэропортах. В Толмачево досмотр на предмет металлических предметов проводится дважды: на входе в здание аэропорта и уже после регистрации на пути в терминал. В Домодедово, откуда мы вылетали, бортовой компьютер самолета не раз перепроверили. Мы просидели в салоне два часа, багаж был загружен, но экипажу так и не дали добро на взлет. Около двух сотен пассажиров переместились на борт другого воздушного судна.
На систему надейся и сам не плошай
Комплексная программа касается всех видов транспорта, включая гидроузлы, мосты и тоннели, скоростные автомагистрали, порты и причалы. На реализацию программы до 2014 года федеральная казна намерена направить более 46,7 миллиарда рублей. Сумма соответствует поставленной цели: защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заявляют представители Минтранса.
А как мы сами относимся к вопросу собственной безопасности на транспорте? По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, 60 процентов опрошенных новосибирцев считают, что плохо информированы о том, как следует себя вести в случае возникновения угрозы теракта. Между тем в автобусах на городских маршрутах нам приходится почти через остановку прослушивать предупреждения: что надо предпринимать при обнаружении устройства, похожего на взрывное. Нас просят не забывать свои вещи в салоне. Ещё подробнее инструктируют пассажиров в метрополитене…
— Но это даже хорошо, что новосибирцы беспокоятся, проявляют заинтересованность, — говорит представитель ВЦИОМа Кирилл Родин. — На результаты опроса надо смотреть с конструктивной стороны: люди осознают значимость собственных поведенческих навыков в случае возникновения опасности.
И всё-таки, возвращаясь к результатам исследований ВЦИОМ, относительно других регионов и городов-миллионников Новосибирск и область с точки зрения безопасности и вероятности угрозы теракта, а также настроений населения выглядят стабильно. Во всероссийском рейтинге дороги нашего региона вошли в пятерку наиболее безопасных по стране и возглавили аналогичный сибирский рейтинг.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил НИКУЛИН, доцент кафедры электрического транспорта НГТУ, советник мэрии Новосибирска по проекту скоростного трамвая:
— Система скоростного трамвая позволяет гибко и гармонично обеспечить удаленные районы такого мегаполиса, как Новосибирск, транспортным сообщением, менее капиталоёмким, чем метрополитен, — от 10 до 30 миллионов евро-километров, включая всю инфраструктуру, закуп подвижного состава и так далее.
Что касается капитальных вложений, то реализация Концепции строительства скоростного трамвая в Новосибирске, то есть объем инвестиций, по оценкам экспертов, составит порядка 500 — 800 миллионов рублей за 1 километр, включая проект строительства.
ФАКТ
Как оптово-распределительный центр по объёму грузоперевозок и торговли Новосибирск является одним из крупнейших транспортных узлов в России. Развитие транспортной отрасли во многом определяет масштабы региональной экономики, уровень доходов и качество жизни населения. В рамках «Транспортной недели-2011» в московском выставочном центре «Сокольники» Новосибирская область представила видеоматериалы о международном выставочном центре «Новосибирск Экспоцентр», промышленно-логистическом парке, ходе строительства третьего моста через Обь.