Ваш город нас покорил!
Торжественное открытие с выступлением звезд балета и премьерой «Кармен» Ролана Пети — в оперном. Концерт трио солистов из Франции — Рафаэль Олег (скрипка), Елена Розанова (фортепиано), Франсуа Сальк (виолончель), — которое блистательно исполнило музыку Бетховена, Гершвина и де Фалья в союзе с академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Фабио Мастранжело — в ДКЖ. Суббота и воскресенье удвоили число гостей и, можно предположить, — количество эмоций. Премьера оперы «Фауст» в НГАТОиБ, концерты джаза из Нидерландов и французского аккордеониста Ришара Гальяно, открытие трех художественных выставок, спектакли петербургского «Такого театра» и многое другое. Все эти события сопровождались традиционными пресс-конференциями. Но самый теплый и душевный фестивальный формат — творческая встреча со зрителями. Именно в этом формате пообщались с новосибирцами артисты Московского театра имени Маяковского, открывшего драматическую программу IX МРФИ гоголевской «Женитьбой».
Как поживаете?
В эру интернета мы, конечно же, и до встречи знали, что сегодня более всего волнует наших гостей: буквально под занавес прошлого сезона в театр пришел новый худрук — 39-летний Миндаугас Карбаускис. И по-свойски спросили гостей: ну, как? То, что режиссер он очень интересный, новосибирцы и сами убеждались неоднократно: спектакли Карбаускиса привозили МХАТ и «Табакерка», да и в нынешней афише Рождественского фестиваля есть его постановка — «Будденброки» по Томасу Манну, номинированная на «Золотую маску-2011».
Гости были откровенны. Пошутив, что все летние каникулы учили имя нового главного режиссера в качестве скороговорки, и продемонстрировав нам это, сказали: Карбаускис — ученик Петра Фоменко, а Фоменко — ученик Андрея Гончарова, сделавшего славу театру с конца 60-х по 2000-е, поэтому все прекрасно — преемственность налицо…
— Нам очень хотелось, — сказал Игорь Костолевский, — чтобы пришел именно он. Посмотрев его спектакли, мы отдавали себе отчет, кого приглашаем. Это режиссер не сиюминутный, с интересным внутренним миром. Словом, у нас на него большие надежды, и первые его шаги обнадеживают…
О самой «Женитьбе», которую привезли маяковцы, разговор тоже был не сугубо театральный — скорее, дружеский обмен впечатлениями, мыслями, ассоциациями. Хотя мы узнали много интересных подробностей и о спектакле. Например, о том, что актриса Зоя Симонова-Кайдановская — ее новосибирцы увидели в роли невесты Агафьи Тихоновны — переняла эту роль из рук в руки от своей мамы актрисы Евгении Симоновой:
— Это был срочный ввод. И мама мне все передала — будто сняла с себя рубашку и надела на меня, и я ее немножко под себя переделала-перешила, но стараюсь делать все, как делает она…
Но коллеги эту версию молодой актрисы отвергли: у Зои самостоятельная, интересная работа. С чем согласились и зрители, уже посмотревшие спектакль.
По морозу, в валенках
…Сейчас маяковцы готовят премьеру «Таланты и поклонники» Островского, которую ставит новый главный. И тоже полны надежд, что получится интересный и яркий спектакль. Светлана Владимировна Немоляева будет исполнять роль Домны Пантелеевны (матери главной героини Саши Негиной) и, проехавшись по Новосибирску, прикупила себе для этой роли валенки… А еще она сказала, что зритель у нас замечательный, поэтому, если их пригласят, они с удовольствием привезут этот премьерный спектакль в Новосибирск. Актриса вспомнила о триумфальных, сегодня «ностальгических» для нее, гастролях театра в 80-е годы, когда они привозили в Новосибирск «все шедевры» Гончарова — от булгаковского «Бега» до «Человека из Ламанчи», и когда в ожидании лишнего билетика (вдруг кто-то откажется от брони!) зрители сидели под колоннами оперного театра всю ночь:
— Это был театральный город, таким он и остался!..
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, народный артист России:
— Не потому, что мы ваши гости и должны хвалить хозяев, я хочу сказать о том, что Новосибирск, в котором я не был лет пять, меня покорил. Это город живой, динамичный, самодостаточный. И это видно по всему, в первую очередь по зрителю. Быть тут очень приятно!