USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Свободным людям глупо диктовать, что модно»

Ирина УЛЬЯНИНА
Вкус, чувство стиля — по мнению Маши Цигаль — качества врождённые, как и талант. Фото Павла КОМАРОВА
Вкус, чувство стиля — по мнению Маши Цигаль — качества врождённые, как и талант. Фото Павла КОМАРОВА

Всё начинается с интереса
— Маша, вы впервые в нашем городе?

— Да, впервые, хотя всегда хотела побывать в Сибири, потому что мне нравилось звучание самого слова — «Сибирь». Видимо, и вправду всё, чего по-настоящему хочется, сбывается.

— У вас в роду как по отцовской, так и по материнской линии, два поколения признанных художников. Бабушка — плакатист, дедушка — живописец, отец — скульптор, работы вашей мамы представлялись в Третьяковке и Русском музее. Это вас как-то обязывало к тому, чтобы тоже стать художницей?

— Ну что вы! Кто бы меня мог обязать? У меня было замечательное детство, в котором меня, конечно, учили всему — музыке, изобразительному искусству, фигурному катанию. Но моё поколение в юности только и стремилось, чтобы стать «не такими, как все» и отвергнуть предыдущий опыт. Я, проучившись три года в Строгановском училище, мечтая стать стеклодувом и создавать изысканную посуду, поняла, что это нереально.

— Что вам дал Лондонский институт моды, учитывая, что вы учились по специальности маркетолога?

— Лондон мне очень многое дал, я бы всех модельеров отправляла учиться именно в мультикультурную столицу Великобритании, где много всего: милых старых устоев, толерантности, традиционности и в то же время маргинальности. Главное, чему я там научилась, — это уважение к другой личности, к её мировоззрению. Я убедилась, что свободным людям в свободной стране глупо пытаться диктовать, что модно, а что немодно, навязывать свое представление о красоте, о фасонах. Но мне захотелось творить именно для свободных людей, которые желают самовыразиться ещё и внешне. Именно в Лондоне я утвердилась в намерении открыть в Москве свой Дом моды, для которого привезла несколько манекенов, аксессуары, отрезы ткани.

Все начинается с интереса. Когда я разрабатывала имидж дуэта «Тату», в том числе костюмы с короткими клетчатыми юбочками, я не предполагала, что они будут иметь такой успех, станут узнаваемыми во всем мире. Отсюда вывод: творчество с искренними намерениями, порывами не бывает безрезультатным.

Делать замечания — бестактно
— Вы в Москве одеваете известных людей — красивых актрис, таких как Екатерина Климова и Елена Корикова, певиц Викторию Дайнеко и Анастасию Стоцкую, музыкантов, телеведущих, рестораторов, бизнесменов. Это бизнес или самореализация?

— Для них я изготовляю отдельные, индивидуальные виды одежды, для некоторых своих друзей и клиентов формирую целый гардероб. Делаю для них то, чего ни у кого другого нет. Но, кроме того, мой Дом моды выполняет демократичные молодежные коллекции, одежду для детей, для беременных женщин, разрабатывает модели обуви. Я не напрасно училась на маркетолога моды. Одежда нам дана для того, чтобы, выбирая её, прочувствовать свои слабые и сильные стороны. Когда человек переодевается, он как бы тестирует себя, примеряет другие образы.

— Маша, находясь в Новосибирске, репетируя в торговом центре, вы обращали внимание на то, как одеты люди в нашем городе? Отличаются ли они, например, от москвичей?

— Я не то чтобы специально, но невольно обращала внимание, как выглядят сибиряки. По-моему, выглядят в основном очень привлекательно, я увидела много красивых лиц, много со вкусом одетых людей. Отличие от москвичей небольшое.

— Я понимаю, вы стремитесь сохранить вежливость. А спрашиваю потому, что прекрасно понимаю: с развитием глобализации во всем мире бутики предлагают примерно одно и то же — модели, разработанные в Старом и Новом Свете, но произведенные в странах третьего мира. Может, потому сегодня уважающие себя люди так усиленно стремятся к индивидуализации облика? Они таким образом противостоят усреднению.

— Безусловно, личность должна сопротивляться попыткам усреднения. Но я своим клиентам никогда не заявляю в безапелляционной форме, что надо всё изменить. Я могу не сдержаться, когда человек совсем уж нелепо одет. Например, летом, в жару, надевает сандалии на черные носки, заправляет внутрь шортов с высоким поясом летнюю рубашку с короткими рукавами.

А вообще, я считаю, делать замечания — это бестактно, это нечто сродни издевательству.

Нельзя недооценивать мужчин
— Но вы можете предостеречь от каких-то типичных ошибок, от явных ляпов типа носков с сандалиями?

— Знаете ли, вкус, чувство стиля — это врождённые качества, как и талант. Но их тоже можно и нужно развивать. Я могу посоветовать всем, кто хочет развивать вкус, прежде всего доверять своей интуиции при выборе одежды. Это самый прямой и непосредственный путь к достижению гармоничного для себя, индивидуального облика. Надо полностью абстрагироваться от знаний о трендах сезона (а их одновременно присутствует 5 — 7, всем соответствовать просто невозможно), достичь ощущений на уровне «нравится — не нравится», «комфортно — не комфортно», и тогда всё получится.

У девушек частой ошибкой является страсть к смене цвета волос, причём они идут на радикальные перемены — из брюнетки в блондинку, из блондинки в рыжую бестию с красными, даже пурпурными волосами. Вот это коробит хуже любых ляпов в одежде, это граничит с безвкусием и пошлостью. Девушкам надо понимать, что цвет волос должен соответствовать цвету кожи лица. Труднее всего быть блондинкой — тут уж кожа должна быть безупречной, без изъянов. В то же время бледнокожим девушкам не подходят черные волосы, они создают нездоровый вид.

— Мне как раз на показе понравилось, что у всех девушек-манекенщиц были длинные натуральные волосы, распущенные или уложенные в затейливые прически.

— Мне это тоже понравилось — длинные волосы добавляли моделям женственности. Но после показа, на дебатах в жюри, упорно размышляла, почему мне так понравилась мужская коллекция Анны Петровой, обладательницы Гран-при, и мужская же коллекция Дмитрия Меерова, обладателя первого приза в номинации Prеt-a-porter Diffusion. Понятно, что они отличались грамотностью, хорошим кроем и посадкой пиджаков, сорочек и брюк, интересными интерпретациями сорочек, ветровок, толстовок. Но было ещё нечто, и я только сейчас осознала, что именно. Была истинно мужская харизма в манекенщиках, очень разных как по телосложению, так и по внешности и возрасту. Вот таких мужчин на подиуме в Москве, да и в мире, в самом деле редко встретишь. В новосибирских манекенщиков можно влюбиться!..

— То есть мы не правы, когда недооцениваем своих, местных, мужчин?

— Конечно, недооценивать мужчин неправильно.

— Я с вами солидарна. Последний вопрос. Я знаю, что москвичи говорят: посмотри, как одета Маша Цигаль, и ты узнаешь, что надо носить в следующем сезоне. На вас легкое светлое декольтированное шёлковое платье и укороченный шелковый жакет с оборками. На ногах не туфельки, а ботильоны на высоких каблуках. Вы советуете носить неудобные каблуки?

— Что вы! Я, напротив, фанат удобной обуви. У меня полно кед и кроссовок, в которых я работаю. Но когда наступит весна, я действительно советую девушкам вылезать из брюк, давайте оставим их мужчинам. А к платьям, конечно же, подходит более изящная обувь на каблучках.
И вообще, как я убедилась в Новосибирске, женщины должны быть женственными, а мужчины — мужественными.

ФАКТЫ
В 2004 году, когда на гастроли в Москву приезжала Уитни Хьюстон, Маша подарила ей бархатный спортивный костюм, который так понравился американской поп-диве, что она приобрела ещё пять костюмов разных цветов. И на сцене Кремля Уитни появилась в одном из них, белого цвета.
* * *
На закрытой вечеринке олигархов в Монако принц Альберт отметил, что русские бизнесмены одеты в костюмы, отмеченные «новым пониманием элегантности и шика». Когда он выяснил, что сшиты они в Доме моды Маши Цигаль, пополнил свой гардероб эксклюзивным экземпляром, сшитым на заказ в Москве.

ДОСЛОВНО
Маша Цигаль:
— В чём, собственно, мое отличие от других дизайнеров... Они пришли в моду из советских ателье, а я — из реальной арт-жизни.

Фотографии статьи
Отличительными особенностями представленных на суд публики моделей дизайнера были минимализм, элегантность и модели, выполненные в спокойной цветовой гамме