USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Магнетизм магистрали

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Участок Севернго обхода.
Участок Севернго обхода.

Ни секунды сомнений
— Николай Николаевич, грусть ваша, как я понимаю, светлая?

— Конечно же, преобладают радость и гордость, уверен, что у всех без исключения, кто так или иначе был причастен к строительству. А это тысячи людей, ведь только в последние три-четыре года, когда осваивалось от одного до трёх миллиардов за год, на строительстве было задействовано от 600 до 1000 человек. А в 2011-м работы вообще велись практически круглосуточно.

Если же мысленно окинуть взглядом весь период, начиная с 1999 года, вспомнить, как стройка начиналась, прекращалась, замораживалась и опять возобновлялась, то понимаешь, насколько масштабное это было событие для региона. И, естественно, немного грустно, что это уже история. Хотя не сомневаюсь, что и для автомобилистов, и для горожан Северный обход стал огромным подарком. За счёт того, что не менее 5000 большегрузных транзитных автомобилей даже в усечённом варианте Северного обхода ежедневно минуют Новосибирск, давая нашему городу серьёзную передышку.

— Полномасштабные работы возобновились в 2005— 2006 годах. В этот период федеральный центр финансировал и строительство метро в Новосибирске, и финансовый кризис случился. Не было опасений, что Северный обход вновь отложат «до лучших времён»?

— Честно скажу — ни разу, ни на одну секунду. Министерство транспорта России, Росавтодор, правительство области всегда были едины в своей позиции — эта дорога необходима региону, Сибири, всей стране. И был отличный настрой всех подрядных и субподрядных организаций, все работали очень чётко, быстро, слаженно. Ведь что такое закончить на год раньше? Могли бы спокойно, в вялотекущем режиме, «копаться» весь 2012 год, но было и есть понимание, что время терять нельзя — необходимо успевать за автомобилизацией. Не закончи мы с Северным обходом в этом году, ни о каком Восточном сейчас бы и речи не шло. А у нас ещё третий мост, который не менее важен для транспортной инфраструктуры города и области. Проблем с финансированием последние годы не было, поэтому оставалось только работать.

Строили всем миром
— В России уже сданы, строятся или находятся в ближайших перспективных планах немало автомобильных обходов крупных городов. Наш, Северный, чем-то выделяется на общем фоне?

— Сказать, что он абсолютно уникален, нельзя, но это высококачественная дорога первой и второй категории, выполненная в цементобетоне. Кстати, из 820 километров федеральных трасс, проходящих по нашей области, более половины выполнены в этом, особо прочном, варианте. Тогда как по России доля таких дорог менее 4 процентов.

Есть обходы более длинные или короткие, простые или сложные с точки зрения развязок и искусственных сооружений. Но я бы, говоря об уникальности, отметил мобилизацию и организацию работы всех организаций. Как говорят в таких случаях, строили всем миром.

Я, кстати, удивился, когда увидел весь список подрядных организаций — думал их гораздо больше. Генеральный подрядчик — ОАО «Сибмост» — и тут вопросов нет: много мостов, искусственных сооружений, да и уровень, качество работы этой компании не нуждается в дополнительных рекомендациях. С «Сибмостом» в связке традиционно работают компании «Новосибирскавтодор», «Фэцит», «Нерудзапсиб».

Другие подрядчики занимались выносом из зоны строительства инженерных коммуникаций, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и также внесли свой весомый вклад.

Были и совсем небольшие субподрядчики, и большое количество смежников. Требовалось огромное количество цемента, который бесперебойно поступал из Искитима и Топков, щебень поставляли почти все карьеры региона, песок мы брали из Оби или карьеров «НерудЗапСиба». Смежниками можно назвать и сельскохозяйственные предприятия Коченёвского, Новосибирского и Мошковского районов, к которым мы обращались, если необходим был грунт для формирования тела насыпи под будущую дорогу. Всем мы очень благодарны и с удовольствием увидим на празднике и примем как полноправных участников строительства.

Хребет развития
— Вы наверняка тоже читали эти отзывы в интернете, даже когда обход ещё не был закончен окончательно. Смысл такой: деньги зря потратили, дорога работает вхолостую, ну и так далее. У вас есть что ответить недоброжелателям?

— Вы очень верно подметили, что разговоры начались ещё до завершения строительства. Я соглашусь, что, со стратегической точки зрения, первым нужно было строить Восточный обход. Но какой смысл обсуждать то, что уже сделано: решение принималось давно и не нами, историю вспять не повернуть.

Приведу лишь статистические данные, зафиксированные счётчиками, установленными на мосту через Обь: в пиковые летние дни за сутки там проходит 12,5 — 14 тысяч автомобилей, а в обычные дни от 9 500 до 10 000 авто, из которых около 60 процентов — большегрузный транзитный транспорт.

А теперь представьте, что каждую минуту — а днём, естественно, больше — со стороны Омска в город заезжают десятки фур, которые движутся по Станционной в сторону площади Энергетиков и Димитровского моста либо по старой толмачёвской дороге, где доходят до места под народным названием «тёщин язык», печально известным прежде своими пробками. Они там есть и сейчас, но, что бы ни говорили, они реже возникают и быстрее исчезают. Плюс экология — выбросов стало меньше, безопасность, удобство движения. Это первая часть ответа.

Вторая — развитие областной сети дорог. Хорошая большая трасса — это магнит, хребет экономики. На всём протяжении обхода у нас 10 транспортных развязок, большинство из которых — входы на Северный обход из различных пригородных и городских районов. В районе села Барлак и станции Мочище мы заасфальтировали подъезды к Северному за счёт областных средств, отремонтировали развязку на поселок Садовый. На будущий год плотно займёмся ремонтом дороги на Красный Яр и от Криводановки до обхода. В более отдалённой перспективе — после строительства третьего моста — реконструкция трассы на Колывань до развязки с Северным обходом. Это будет дорога первой категории, в реконструкции которой, думаю, примут участие и область, и город.

В целом же концепция такова: чтобы практически отовсюду можно было «выскочить» на Северный, а потом удобно и быстро доехать до нужного места.

А завершая ответ на вопрос о необходимости дороги, скажу, что жизнь, сами люди дают ответы. — В виде строящихся рядом коттеджей, объектов придорожного сервиса и так далее. Туда, где пусто и безлюдно, бизнес никогда не пойдёт.

Понимаю, что несколько опережаю события, но всё же опыт, накопленный нашими дорожниками на строительстве Северного обхода, сыграет свою роль на Восточном?

— Уже играет, и мы это видим на конкретных примерах на стадии проектирования. Впрочем, давайте сегодня отдадим должное всем, кто построил Северный обход — дорогу новой жизни. А про Восточный обход поговорить ещё успеем. И не только поговорить, но и посмотреть, благо в будущем году всё-таки должны начать!

ДОСЛОВНО
Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ (8 ноября 2011 года во время беседыс дорожниками, строившими обход):
Хочу вас поздравить с завершением работы, поблагодарить за качество. Вроде не так много в масштабах страны, но очень важно для региона.

Игорь ЛЕВИТИН, Министр транспорта РФ
Естественно, уровень, на котором был выполнен такой объект, как Северный обход, повлиял на решение финансировать Восточный обход. К тому же мы смотрим на регионы, в которых есть строительная база. А у вас есть еще и сырье — щебень рядом, цемент рядом. Мы смотрим и на стоимость работ. Уже договорились, что с выносом коммуникаций и выкупом земли будет помогать правительство области.

Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
Уважаемые строители Северного обхода Новосибирска! Дорогие друзья!

Сегодня мы чествуем всех, кто создавал эту важнейшую магистраль, тех, кто строил транспортные развязки, путепроводы, мосты. Всех, кто способствовал обеспечению надежного и безопасного автомобильного сообщения.

Построена, без преувеличения, одна из стратегических дорог не только нашего региона, но и всей Сибири, — транзитный транспортный коридор. Поводом для дополнительной гордости является тот факт, что объект выполнен исключительно силами новосибирских подрядных организаций. Выполнен с высочайшим качеством и на два года раньше запланированного срока!

Впереди у вас не менее масштабные объекты — с 2012 года начинается строительство Восточного обхода. Уверен, жизненно важная для нас дорога будет проложена быстро и с применением самых передовых технологий.

Ваша профессия — одна из самых уважаемых, ваш труд незаменим. От него напрямую зависят благополучие нашего региона, его экономическая и инвестиционная привлекательность, экологическая обстановка и, конечно же, комфортная жизнь новосибирцев.

Спасибо вам за ваш труд! Желаю вам счастья и новых достижений. Успехов!



ЦИФРЫ
- 76,4 километра — общая протяженность Северного обхода;
- 10 транспортных развязок находится на дороге;
- 14 путепроводов;
- 11 мостов, включая внеклассный мост через реку Обь протяжённостью 923 метра;
- 10000 автомобилей в среднем за сутки минуют Новосибирск по Северному обходу;
- 15,67 миллиарда рублей — общая стоимость строительства.

Фотографии статьи
Николай Симонов
Транспортная развязка
Мост через Обь