USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Разговор без ярлыков

Дарья ДОРОТОВА
Игорь Пронин издал более двадцати романов, не считая повестей и рассказов в сборниках, писал сценарии для фантастических сериалов. Лауреат российской литературной премии в области фантастики «Странник» (2008 год), нескольких премий литературно-практической конференции «Басткон» (2008, 2009, 2010 годы), премии «Филигрань» (2011 год). В рамках проекта «Этногенез» вышла его трилогия «Пираты». Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ
Игорь Пронин издал более двадцати романов, не считая повестей и рассказов в сборниках, писал сценарии для фантастических сериалов. Лауреат российской литературной премии в области фантастики «Странник» (2008 год), нескольких премий литературно-практической конференции «Басткон» (2008, 2009, 2010 годы), премии «Филигрань» (2011 год). В рамках проекта «Этногенез» вышла его трилогия «Пираты». Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ

О «Мао» и «Детях пустоты»
— Как вы восприняли идею приехать в Новосибирск и какие мысли возникли о «Белом пятне»?

С. Волков: — Фестиваль чудесен. Это не скучное мероприятие для галочки. Видно, что в Новосибирске всерьёз занимаются литературой, культурой в широком смысле этого слова, что люди действительно по-хорошему болеют этим. И это очень важно, особенно в наше постиндустриальное время, когда в основном люди привыкли развлекаться, а понятие культуры ушло на второй план.

— Хотя вас представляют на фестивале как авторов «Этногенеза», вы написали и много других книг. На какие из них стоит обратить особое внимание?

С. Волков: — В мае этого года вышла моя книга «Дети пустоты». В ней рассказывается о современных беспризорниках — группе ребят, которые ищут своё место в жизни, путешествуют из Москвы на Дальний Восток через множество городов, в том числе и через Новосибирск. Как мне потом сказали, это первая за последние 25 лет книга о беспризорных детях. Когда она вышла, мы столкнулись с проблемой: оказывается, в современной России почти никто беспризорниками не занимается. Мало того, сам термин «беспризорные дети» как-то устранился: их разделили на социальных сирот, детей из малоимущих семей, детей, оставшихся без надзора родителей, бездомных детей. И вот всё это так расплылось, распылилось, а проблема осталась.

И. Пронин: — Я сейчас работаю над книгой «Наполеон», которая станет началом новой серии «Этногенеза» и совсем скоро появится в продаже. В ней будет масса исторических лиц. Насколько я мог, настолько близко к реалиям всё описал. Хотя, конечно, определённые допущения там будут. А вообще я начинал с душевной повести «Мао». Тогда я чаще обращался, допустим, к Вольтеру, чем к фантастике. Но у фантастов сложился некий корпоративный слой благодаря фестивалям, которые у нас называются «фантастическими конвентами». Там все друг друга знают и в этой среде хочется вариться. Это притягивает к фантастике. Но, безусловно, хочется и над чем-то другим работать. Вернуться к «Мао» и попробовать пойти в другую сторону.

С. Волков: — Нельзя навешивать на писателя ярлык. Тот же самый «Этногенез» — это не просто развлекательный литературный проект, придуманный исключительно с целью выжать из читателя деньги. Главная его сверхзадача — вернуть к чтению то поколение, которое уже выросло после Советского Союза, в информационный век, и книг практически не читало. И, без ложной скромности, всем авторам проекта «Этногенез», его создателям это удалось. В нашем сообществе «В контакте» больше 33 тысяч людей, и в основном это молодёжь до 20 лет. Есть даже один читатель-подросток, который нам постоянно пишет письма, отзывы из мест, не столь отдалённых. Он там прочитал первую книгу сериала и стал фанатом.

И. Пронин: — Мы ему высылаем новые книги. Кстати говоря, мы можем гордиться ещё и тем, что много пишем об истории, и хотя у «Этногенеза» своя вселенная, всё же она близка к нашей.

Неизданное
— Складывается впечатление, что книги «Этногенеза» издаются достаточно легко: за два года их вышло больше 30. А легко ли издать свою книгу в России самостоятельному автору?

С. Волков: — Ответ на этот вопрос объясняет, почему я стал работать в «Этногенезе». У меня больше 30 книг, но основная их масса, если говорить о романах фантастических, приключенческих, выходит стандартным тиражом — от трёх до десяти тысяч экземпляров, не больше. В масштабах страны со 145-миллионным населением это даже не капля в море! Книга, вышедшая пятитысячным тиражом, просто исчезает!

И. Пронин: — Если автор написал хорошую книгу, ему будет не трудно издаться, но мизерным тиражом. Это проскочит незамеченным.

— Литературные проекты часто подвергаются критике. Как вы к ней относитесь?

И. Пронин: — У проектов есть слабость: постепенно хорошим авторам становится менее интересно в них работать, потому что тема изъедается. Если не открыть «новое дыхание», хорошие писатели начинают искать что-то другое, а на их место приходят уже ребята рангом пониже, которые занимаются подражанием.

— На открытии фестиваля вы сказали, что писатель не будет знаменитым и богатым. Для чего тогда пишете?

С. Волков: — Но точно не для того, чтобы стать знаменитым и богатым. Возникает желание записать свои мысли на бумаге или в компьютере и, самое главное, донести их до читателей. Некоторые люди говорят: «Я пишу для себя, мой внутренний мир…» Это всё фигуры речи, не верьте им никогда. Все авторы пишут для читателей. Естественно, все хотят славы, успеха и денег, но на первом месте всё-таки вот это — донести свои мысли. Что такое писатель? Это какой-то средневековый или даже первобытный баян, акын, сказитель. У него родились фантазии, он вечером у костра своим соплеменникам начинает их рассказывать… Потом уже идёт следующий слой: повлиять на читателя, воспитать его, увлечь. Труд писателя, особенно сейчас, когда нужно писать очень много, потому что рынок требует большого количества текстов, — это дикая самоорганизация: ты должен сам себя заставить, хотя не хочется и есть масса других дел.

— Все ваши тексты издаются или какие-то уходят в корзину?

С. Волков: — Хотите, я вам тайну открою? «Марусю-3» написали мы с Кириллом Бенедиктовым. Эта была та книга, которую ждали фанаты. Это было прямое продолжение «Маруси-1» и «Маруси-2». Но руководители проекта «Этногенез» решили, что третью часть должна писать автор первой книги — Полина Волошина. Наш роман, практически готовый, лежит на виртуальной компьютерной полке. Осталось его просто свести, вычитать, потратить на это буквально три дня. Мы с Кириллом как-то обсуждали, что надо бы его в сеть выложить. Если читатели хотят.

СПРАВКА
«Этногенез» — литературный проект, который продлится несколько лет и не имеет аналогов. Каждая книга сериала — это отдельная история, каждая серия — самостоятельный сюжет. Но при этом все они — пазлы, из которых складывается общая картина. Действие разворачивается на протяжении 200 миллионов лет — в прошлом, настоящем и будущем.

ФАКТ
Проект «Этногенез» стартовал в мае 2009 года книгой Полины Волошиной «Маруся». Сегодня история «девочки, с которой постоянно что-то случается», живущей в 2020 году, продана общим тиражом более трехсот тысяч экземпляров.

Фотографии статьи
Сергей Волков в 1997 году дебютировал романом «Потревоженное проклятье». Тогда же его приняли в Союз писателей России. Автор двух десятков книг и нескольких сотен статей. Большинство его произведений относится к жанрам научной и боевой фантастики, фэнтези. Среди них «Пасынок судьбы. Искатели», «Твой демон зла. Ошибка», романы цикла «Пастыри». Для литературного сериала «Этногенез» написал трилогию «Чингисхан», «Марусю-2», «Сомнамбулу-3». Фото Дарьи ДОРОТОВОЙ