Людмила ЖИГАНОВА: «В сельских домах культуры зал всегда полон»
Творчество как древо жизни
— Людмила Алексеевна, что за парадокс: нашей области 75 лет исполняется только в будущем году, а Новосибирский областной Дом народного творчества 20 ноября отметил свое 80-летие?
— Все логично: в июле 1931 года — тогда Новосибирск еще был столицей ряда окружающих областей — был создан Дом искусств Сибирского края, главная задача которого заключалась в оказании методической творческой помощи самодеятельным коллективам, создании для них репертуара, подготовке кадров профессиональных культработников, сохранении фольклора. То есть все сегодняшние наши направления работы, за исключением, может быть, аналитического. Так как мы ведем статистику нашей — народной — отрасли, мониторим ее востребованность…
А вообще-то, наши корни еще глубже: в 2015 году мы и наши коллеги будем отмечать 100-летие методической службы России в разделе народного творчества. Потому что именно в 1915 году усилиями художественной интеллигенции и меценатов в Москве был создан так называемый Поленовский дом — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Кстати, по их просьбе. Еще в 1909 году ходоки из крестьянского театра села Бурмакино Ярославской губернии явились в столицу на режиссерский съезд за советами профессионалов. Первым руководителем нашего Новосибирского ДИСКа был Сергей Клавдиевич Соколов, деревенский политпросветчик и культорганизатор с огромным опытом, выпускник трехгодичных курсов при Поленовском доме, к тому времени — Центральном доме искусств имени Поленова.
Своё, родное, искусство
— Вот какая у вас благородная родословная…
— А главное — преемственность. Почему сегодня система сопровождения народного творчества работает? Потому что это единственная вертикаль, которая при всех катаклизмах и переменах названий полностью сохранена: Поленовский дом, Российский дом народного творчества и аналогичные учреждения в регионах. Наша деятельность, разумеется, сегодня уже в эти три слова — Дом народного творчества — не умещается, но это брэнд, и он работает. В первую очередь в профессиональном сообществе, задавая высокую планку тому, что мы делаем. И работаем мы по сохранению и сопровождению народного творчества главным образом на селе. Правда, сейчас, когда все поставлены в новые условия, и реструктуризация учреждений культуры, уровень развития культуры зависит не от районного руководства, а от глав муниципальных образований, все стало сложнее. У них зачастую не хватает не столько финансовых средств, сколько понимания того, что культура создает имидж и является важным ресурсом развития территории.
— Про ресурс. Это не новомодный миф?
— Нет, как я уже говорила, мы собираем статистику, работаем с ней: в 2007 году у нас создан отдел аналитической деятельности и программного обеспечения, и задача изучения эффективности нашей работы (на основании чего мы и получаем госзаказ) стоит очень четко. К слову, на недавней конференции по менеджменту качества в сфере культуры в глазах людей не было растерянности: они понимают — их дело востребовано, оно — составляющая социальной стабильности территории. И большинство глав тоже понимает, что в новосибирские театры и музеи коллективно сельчане не наездятся: культурная среда должна формироваться в клубных учреждениях, там, где они живут. И среда эта должна работать на человека.
Когда приезжаешь на мероприятия в сельские дома культуры, зал всегда полон, смотр идет 8 часов, и зрители будут сидеть весь день. Сбегают домой, перекусят и опять смотрят собственную самодеятельность. Потому что это и есть для сельчан основной массив культуры, понимание ее идет через творчество конкретных людей, живущих, может быть, на соседней улице. Этот мощный социальный посыл формирует социальную атмосферу, он же является хорошим посылом для изменения жизни людей. А поездки в город — это уже бонус к имеющемуся.
— Вам не избежать конкуренции с тем, что показывают в жанре народного творчества на телевидении. Чтобы жизнь в клубах и сельских домах культуры кипела и была на должном уровне, и приходит на помощь сельским культработникам областной Дом народного творчества...
— Действительно, для нас сами конкурсы, смотры, фестивали лишь срез, благодаря которому мы изучаем состояние жанра, его востребованность и т. д. Для нас главное — работа в межфестивальный период. Вот, к примеру, традиционный (он идет уже восьмой год) областной фестиваль чтецов «Вдохновение». Мы проезжаем по области, смотрим номера, подготовленные самодеятельными артистами, даем рекомендации, учим их и только потом приглашаем в Новосибирск на финал. На следующий год при той же технологии подготовки фестиваля (мастер-классы, методическая помощь), чтобы не стоять на месте, форму мы обязательно будем менять — либо фестиваль станет межрегиональным, либо выстроится вокруг одной темы, автора, жанра — словом, придумаем что-то новое.
Надёжность постоянных величин
— Вот вы сказали «учим их». Насколько я понимаю, это основная составляющая деятельности Дома народного творчества? Многие новосибирцы слышали в праздничных концертах совсем юных певцов из глубинки, выступающих в сопровождении Русского оркестра под управлением Владимира Гусева. Их представляли воспитанниками творческой школы-мастерской для одаренных детей «Лад» при Доме народного творчества…
— Да, учеба, переподготовка — это ключевые слова. Есть двухгодичная школа балетмейстеров и школа начинающих хореографов, учатся у нас кукольники, режиссеры народных театров и массовых праздников — всех не перечесть. А «Лад» — это наша гордость, школе скоро 15 лет. В ней занимается ежегодно до 100 талантливых ребятишек. И с каждым из них мы работаем индивидуально в течение 5—7 лет. Подбираем репертуар, делаем оркестровку, записываем фонограмму, опытные педагоги обучают их премудростям вокала, они участвуют в концертах. Словом, мы не занимаемся эксплуатацией детского таланта (как это водится сейчас сплошь и рядом), а находим маленьких певцов в самых дальних уголках области, а потом формируем, ведем по дороге творчества, очень часто определяя их будущую судьбу.
— Людмила Алексеевна, самая заветная мечта-идея? Хотя можете не говорить, знаю — Новосибирский институт культуры…
— …как у наших соседей — кемеровчан, барнаульцев. Потому что мы растим, пестуем талантливых ребят долгие годы, а за высшим образованием они едут к ним, и уже не то что не возвращаются в родное село, а вообще — в область.
— Что для вас лично олицетворяет народное творчество, с чего оно в вашей жизни когда-то началось и не отпускает много-много лет?
— Такой символ — моя любимая песня «Ой да ты, калинушка», доставшаяся мне от деда и бабушки, песня красивая, очень распевная. Сегодня я это очень отчетливо осознаю: природа народного искусства, она в единении. И я никогда не была одна, я всегда в коллективе.
СПРАВКА
Людмила Алексеевна Жиганова — директор Новосибирского областного Дома народного творчества, президент Ассоциации центров (домов) народного творчества Сибирского федерального округа, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Окончила Кемеровский государственный институт культуры. С 1974 года работает в Новосибирском государственном областном Доме народного творчества. С 1994 года — директор НГОДНТ.
Лауреат премии губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства.
Лауреат Всероссийского этапа конкурса «Женщина — директор года-2010». Обладатель государственной награды РФ — ордена Дружбы.
Девиз: «Жить, творить, любить».
ФАКТ
Сегодня в Новосибирске стартует X областной кинофестиваль «Сибирью Россия сильна», где будут представлены игровые и документальные ленты, снятые новосибирскими режиссёрами, и пройдут творческие встречи с представителями съемочных групп премьерных картин.