USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Владимир ГАЛУЗИН: «В юности оперное пение меня раздражало»

Татьяна ШИПИЛОВА
Один из лучших теноров мира Владимир Галузин.
Один из лучших теноров мира Владимир Галузин.

Но не только потому, что это был отклик на прекрасное пение и выдающийся драматический талант артиста, а еще и оттого, что Галузин нам родной: свою карьеру начинал в театре музыкальной комедии и НГАТОиБ. Он тоже воспринимает Новосибирск как начало начал и, хотя живет сейчас во Франции, с благодарной нежностью вспоминает наш город.

«Я искренне люблю то время»
— Владимир, поднявшись на Олимп, некоторые выходцы из глубинки не любят говорить о своей малой родине: мол, издалека я — вы все равно не знаете этого места… Вы же в интервью непременно вспоминаете и Рубцовск, где родились, и Новосибирск, где сделали первые шаги в профессии. Почему?

— Потому что где родился, там и пригодился. И, в принципе, творческий фундамент моей жизни закладывался даже не в Новосибирске, а именно в Рубцовске, где не было ни одного музыкального театра, а только драматический, куда мы ходили и потом с ребятами сами мастерили занавес и разыгрывали дома спектакли… В общем, не вспоминать о том, что родился я на Алтае, а учился в Новосибирске, было бы грех. Именно в Новосибирской консерватории, Новосибирском театре музыкальной комедии я заложил ту основу, которую эксплуатирую до сих пор, за что я им благодарен. Это та база, та точка отсчета, что дает мне возможность неустанно работать над собой уже самостоятельно многие годы. Я искренне люблю то время, когда я здесь учился и работал.

— А все-таки, если не секрет, почему больше двадцати лет вы к нам не приезжали?

— Сразу, когда я уехал из Новосибирска, был очень занят: в месяц приходилось делать и Отелло, и князя Владимира Игоревича, и Алексея в «Игроках» Прокофьева — меня сразу настолько загрузили в Мариинском театре, что и вспомнить было некогда, где я родился да где учился… Такая у Гергиева система — бросить в работу, как в воду, — выплывешь, хорошо… А потом, после того, как я сделал своего Отелло, — а их всегда дефицит, — меня, что называется, схватил «зарубеж»… Потом, когда меня однажды пригласили сюда, это приглашение не совпало с моим графиком, и всё… Хотя желание петь в этом театре меня никогда не покидало. Потому что ощущение новосибирской сцены для меня сравнимо, наверное, только с театром Арена ди Верона. Когда там зажигают все свечи и перед тобой открывается перспектива колоссального античного амфитеатра, как некий символ оперного искусства, искусства безмерного, безграничного, великого. Подобное впечатление я получил впервые именно в Новосибирском оперном театре: когда стоишь на сцене, а перед тобой уходящие под купол ярусы — это захватывает и вдохновляет… Такое же огромное впечатление произвел на меня первый оперный спектакль, который я здесь видел, — «Борис Годунов». На сцене — Красная площадь чуть ли не в масштабе 1:1, купола, хор — я был поражен. И, в общем-то, будто прозрел: до тех пор я стремился больше к эстраде, оперное пение, особенно женские голоса — сопрано по радио или телевидению, меня даже раздражало…

Позавидовала бы Метрополитен-опера
— А как вы попали на «Бориса Годунова»?

— Служил в армии, нас, что называется, строем привели в театр. И всё: с тех пор я заболел оперой. Уже работая после консерватории в музкомедии, мечтал спеть хотя бы партию Петушка в «Терем-Теремке». Здесь главным дирижером был тогда Исидор Аркадьевич Зак, которого я считаю своим первым в опере учителем. А голоса какие?! Мясникова, Левицкий, Егудин… Той же Метрополитен-опера сегодня бы денег не хватило, чтобы собрать одновременно таких солистов в одном спектакле.

— Ваши воспоминания об оперетте?

— Не скажу, чтобы я любил этот жанр: меня зачастую раздражали слова и шутки, которые мне приходилось произносить по роли, да еще нередко случалось танцевать! Мне это очень не нравилось (смеется). Но именно театр музыкальной комедии сформировал меня как артиста, что мне очень пригодилось в опере, ведь оперных певцов практически не учат драматическому искусству.

— Завтра вы будете петь в «Пиковой даме», критики называют вас лучшим Германом мира. Что значит для вас выход на сцену в этой роли?

— И новые постановки, новая продукция меня почти всегда огорчают. Ту же «Пиковую даму» и так делали, и сяк… Понимаете, когда у тебя за плечами месяц репетиций и приходит человек, режиссер, который даже первоисточника не читал и вообще ничего не знает, а просто начинает тебе объяснять, что он по поводу этой истории думает, это ужасно! Потом говорит: мне интересно, всем интересно, а вам, русским, почему-то нет… Я отвечаю: потому что русская публика читала Пушкина, знает Чайковского, а вы ничего не знаете и делаете то, против чего Чайковский, в общем-то, боролся. Проблема в том, что режиссура сегодня, особенно на Западе, строится на скандалах: не важно КАК поставить, лишь бы об этом заговорили. А это значит: есть реклама, есть шум в прессе. Вот это беда! Я не помню, чтобы на Западе ко мне обратились: давайте поговорим, кто и чего в этой истории от кого хочет… Нет, сразу: пошли-пошли — ты здесь, он там и так далее.

— А есть возможность вопреки режиссерскому замыслу каким-то образом свою трактовку преподнести?

— Практически невозможно. Единственный выход — попытаться как-то убедить, если этот спектакль заново ставится. А если он уже где-то был поставлен и перенесен на эту сцену, то бесполезно… К примеру, помню, шла «Пиковая дама» в Хьюстоне. И там идея была такая: Графиня поет всю свою песенку, лежа в ванне, — только лысина без парика наружу торчит. Причем артистка действительно должна была держать ноги в воде, а вода была холодная — у нее зуб на зуб не попадает, а она дама добросовестная — дрожит, но поет. И для чего все это было нужно?! Только для того, чтобы я спел: «Ах, старая ведьма, так я же заставлю тебя отвечать!» — и брызнул на нее водой!.. Так что лучший вариант, когда удается в новых постановках хотя бы углы сгладить, а на самом деле хочется спилить, срезать! Но профессия у нас, к сожалению, интерпретаторская…

«Пиковая дама» для меня — идеал»
— И все-таки титул лучшего в мире Германа — ваш. Это приятно?

— Это тяжело, это обязывает: всякий раз надо выкладываться как на финальном футбольном матче. А еще порой мучает совесть, что недодал что-то любимому композитору… Для меня страшно сделать Германа грубым и несимпатичным. Потому что он изначально доведен до состояния «Я болен, я влюблен…». Хотя некоторые постановщики и здесь видят все по-своему: мол, это он шантажирует… Для меня же эта опера идеальна: в плане музыкально-драматургическом, в плане воплощения законов театра.

— У вас слава очень независимого, сильного человека. К примеру, в основном вы работаете без театральных агентов, самостоятельно…Сибирские корни влияют?

— Многие даже говорят, что я скандальный. Ничего подобного. Просто я долго терплю, терплю, терплю, а потом даю знать о себе... Мне было очень интересно работать в Ла Скала со знаменитым дирижером Рикардо Мутти в «Манон Леско», но когда он после разных пертурбаций, то назначал меня на премьеру, то отменял, а потом поставил петь два спектакля подряд и через день — третий, я собрал чемоданы и уехал. Он, конечно, сказал, что выгнал меня, но ему не поверили те, кто был на генеральной репетиции. В результате у меня в Италии был грандиозный успех, но и добавилась слава такого рода: «Вы только ничего не говорите ему поперек, соберет чемоданы и уедет». Есть ли сибирское в характере? Наверное. Контрасты — жарко-холодно, жарко-холодно. Они в Европе даже представить себе не могут, что у нас здесь от мороза птицы иногда на лету застывают. Зато при морозе нет вирусов.

ФАКТ
В Новосибирске прошел 9-й Фестиваль молодого кино России «Зеленое яблоко», где было представлено более 100 фильмов начинающих кинематографистов из 21 города России и ближнего зарубежья.

Фотографии статьи
На сцене Новосибирского театра оперы и балета Владимир Галузин спел свою любимую партию Германа в опере «Пиковая дама». Фото Евгения ИВАНОВА