Приблизить край земли
«Встречь солнца»
«…Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх и риск океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки, на мёрзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана», — писал восхищённый подвигом предков Александр Герцен.
Сотни, а затем и тысячи людей шли на восток — «встречь солнца» — через горные хребты и непролазные болота, по дремучим лесам и необозримой тундре, сквозь морские льды и речные пороги. История этого стремительного, грандиозного по своим масштабам движения потрясает до сих пор. А известный новосибирский художник Александр Кучерявенко много лет создаёт свою живописную версию этой эпопеи.
Причем в этой грандиозной работе его полотна «Неведомая земля», «На привале», «Край земли», «Этап», «В горах» и другие стали примером плодотворного взаимопроникновения разных жанров — портрета, пейзажа и даже анималистики — для более объемного в художественном плане воссоздания подвига русских землепроходцев. Заметим: картину Кучерявенко «Неведомая земля» вообще можно считать развёрнутой метафорой русского характера, ярким напоминанием о славном историческом прошлом и беспримерном мужестве предков.
Мрачные береговые утёсы наполовину закрыты низкими облаками; промозглый туман наползает с моря. На пустынный берег угрюмо накатываются холодные волны. У полувытащенной на песок лодки стоят первопроходцы — смотрят на открытую ими «землицу», не могут наглядеться. После недель болтанки в утлом судёнышке земля под ногами ходит ходуном, но крепко стоят русские люди на открытой ими, неведомой доселе земле! Дышат полной грудью, дышат воздухом простора и свободы. Ни растерянности, ни подавленности нет в их лицах и взорах — только гордость и чувство выполненного долга. И за то в веках пребудет им слава…
Чудесный эффект
Значительности замысла, масштабности темы у Кучерявенко должны бы соответствовать большие размеры полотен, многофигурные построения, сложная компоновка. На самом деле все не так. Действительно, у картин Александра Михайловича, средних по размеру, возникает сложное, необычное чувство: полотно будто бы больше, значительнее его физических параметров, и все это благодаря мастерству и художественной наполненности произведений.
Такова и новая его работа «На привале»: тревожное вечернее небо, костерок, дремлющие в тихой заводи лодки, всё это очень удачно расположено художником в сложном приёме панорамной композиции. Живописные достоинства картины также незаурядны: лаконично и правдиво выписаны фигуры и лица первопроходцев; отблески костра как бы подчёркивают достоверность момента; тревожна и сурова общая цветовая гамма, обозначающая величие событий за мнимой будничностью момента. Донося обстоятельства далёкого по времени подвига доступными художнику средствами, Александр Кучерявенко заново воссоздаёт их на уровне мифа.
…В творческом багаже художника несколько десятков вернисажей. Этапной можно считать недавнюю выставку «Дороги, дороги…» в Новосибирском городском центре изобразительных искусств. В совместной экспозиции с мастером декоративно-прикладного и монументального искусства Игорем Ельченко творчество Александра Кучерявенко предстало во всей масштабности и значительности, обаянии духовного поиска и уважения к важнейшим страницам отечественной истории.