Соединяя пространства… и души
Как всё начиналось
Идея тура возникла у генерального директора компании «Газпром трансгаз Томск» Виталия Маркелова. В феврале 2011 года Эдуард Артемьев по приглашению Виталия Маркелова принял участие в корпоративном фестивале ОАО «Газпром» «Факел». В рамках фестиваля были исполнены лучшие произведения Эдуарда Николаевича, и его музыка произвела огромное впечатление на публику — среди благодарных зрителей того концерта был и губернатор Томской области Виктор Кресс. Так родилась идея сделать подарок сибирякам и устроить большой концертный тур Эдуарда Артемьева по городам Сибири. Он организован компанией «Газпром трансгаз Томск» при партнёрстве ЗАО Холдинговая компания «Сибтрубопроводстрой» (генеральный директор Александр Поветьев). Проект поддержал Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский.
Накануне концерта Эдуард Николаевич встретился с журналистами в музыкальной гостиной Новосибирской государственной филармонии и поделился своими впечатлениями от тура, современной музыки, кино и Сибири.
Музыка — как поле
— Появилось ли в музыке что-то новое с появлением новых технологий — компьютерных программ, электронных инструментов?
— Принципиально нового в музыке в последние годы не появилось — просто с приходом компьютера в музыке произошел инновационный шаг. Например, стало намного легче заниматься электронной музыкой. Музыка всегда была последним бастионом элитарного искусства — чтобы чего-то добиться, ей нужно было долго и упорно учиться. Сейчас это совершенно не так — вы можете освоить компьютерные программы и сразу же реализовать свои идеи. Это, однако, не отменяет и не заменяет профессиональную музыку.
— Вы работаете в разных жанрах и стилях — кроме, пожалуй, джаза. Вы не признаете границ между жанрами?
— Для меня музыка стала неким единым полем, без деления на жанры и стили. Поэтому я использую элементы электронной музыки, классической академической музыки, рока — все, что звучит, и все, что управляется волей композитора. К сожалению, я пропустил джаз — когда я учился в консерватории, то был ортодоксальным академическим музыкантом и джаз не слушал — потому в моих произведениях нет никаких джазовых элементов. Уже после окончания консерватории в молодежной компании я услышал рок-н-ролл и потом интересовался рок-музыкой и привносил ее элементы в свое творчество.
— В последнее время много говорится о кризисе музыкальной культуры в России. Это недавнее явление?
— Музыкальная культура начала уходить довольно давно. Например, до революции перед крупными концертами выпускали партитуры тех произведений, которые будут звучать. Слушатели могли дома их разобрать и, придя на концерт, воспринимать их наиболее глубоко — как знакомую и полюбившуюся музыку. Такая музыкальная культура, по-видимому, ушла безвозвратно, но нам нельзя терять то, что пока еще остается, и я думаю, что мы это не потеряем.
Кино как система
— Кто более влияет на то, какой будет музыка к фильму: режиссер или композитор?
— Режиссер сам решает, какой должна быть музыка в его фильме, и приходит к композитору со своими идеями. Я могу сделать предложение, но принять его или нет — это дело режиссера. Если не хочешь работать, как он сказал — уходи: в кино все очень жестко.
— Вы работали в основном с опытными и именитыми режиссерами. А как вы относитесь к молодым постановщикам?
— Многие считают, что молодые режиссеры ничего не могут, и не воспринимают их всерьез, хотя это далеко не так. Мой последний опыт работы с молодым режиссером был в Германии на съемках фильма «So weit die FьЯe tragen». Фильм не выходил в России, однако можно найти его неофициальную копию под названием «Побег из ГУЛАГа». Это реальная история немецкого пилота, сбитого под Сталинградом, попавшего в ГУЛАГ на Крайний Север и сумевшего бежать оттуда. Это действительно сильная и интересная картина.
Счастье пространства
— Какие произведения вошли в программу тура «Соединяя пространства»?
— Составляя программу этих концертов, я решил отобрать в основном музыку из кинофильмов Никиты Михалкова, Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского как наиболее известную и популярную. Для некоторых композиций мы сделали специальные концертные версии, поскольку в фильмах они звучат буквально несколько секунд, и для полноценной программы этого недостаточно.
— Какое значение имеет этот тур для вас? И что для вас Сибирь?
— Я впервые получил подобное приглашение, и я не думаю, что после крушения Советского Союза кто-то из композиторов такое приглашение получал. Ни разу не слышал, чтобы в нескольких городах Сибири играли большой тур симфонической музыки, — обычно люди выезжают всего на один концерт. Само название тура — «Соединяя пространства» — кажется мне очень удачным. Для меня этот тур — еще и знакомство с Сибирью, поскольку в Новосибирске я только родился и до того на сибирской земле бывал только в Красноярске. Когда едешь вот так по России и видишь ее масштаб, то чувствуешь, что живешь в великой стране. Я наслаждаюсь этим ощущением, и для меня это счастье.
В воскресенье в 19.00
Авторский вечер Эдуарда Артемьева прошел в новосибирском Академгородке. На сцене Дома ученых СО РАН выступили Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением дирижера Сезара Альвареса и Камерный хор Новосибирской государственной филармонии. Концерт открыла знаменитая тема из кинофильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», с первых нот которой начинает щемить сердце. Далее оркестр исполнил лирическую и очень интеллигентную музыку из фильма «Раба любви», а также менее известные, но не менее интересные композиции из картин «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». Завершилось первое отделение темой «Слушая Баха» из фильма Андрея Тарковского «Солярис» — одним из самых популярных произведений Артемьева в США и Европе.
На протяжении всего концерта Артемьев был в зале, и при взгляде на него чувствовалось: маэстро доволен. В начале второго акта Эдуард Николаевич вышел на сцену и рассказал зрителям о своем творческом пути и максимально положительных впечатлениях от новосибирской публики. На вопрос о творческих планах композитор ответил:
— Я отдал кинематографу 90 процентов своего времени, и очень многое из того, что хотел сделать, отложил «на потом». Сейчас у меня осталось уже не так много времени, чтобы реализовать все задуманное, к тому же постоянно появляются новые интересные проекты. Например, у Никиты Михалкова возникла идея мюзикла «Раба любви», и не исключено, что зрители смогут увидеть его в ближайшее время.
После антракта зрители услышали музыку из мхатовского спектакля «Кабала святош» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Эта музыка, неизвестная большинству сибирских слушателей, лишний раз подчеркнула: для Эдуарда Артемьева нет жанровых границ. Далее зрители услышали две темы из фильмов Андрея Кончаловского: волшебную композицию из «Щелкунчика» и грозное «Торжество Ахиллеса» из «Одиссеи». Грандиозным завершением концерта стала тема «Смерть героя» из фильма «Сибириада», которая прозвучала настолько мощно и вдохновляюще, что на интуитивном уровне стало понятно: не все потеряно. Культура России не погибнет, пока у нас есть люди, которые пишут такую музыку; люди, которые организуют такие концерты, и люди, которые приходят на них, чтобы насладиться прекрасным.
ЦИФРА
Гастрольный тур «Соединяя пространства» охватывает пять городов Сибири(Барнаул, Новосибирск, Кемерово, Томск и Омск).