Разговор о культурной эволюции
Зал русской живописи, украшенный полотнами великих художников XVIII и XIX веков, уже сам по себе задавал встрече тон необыденный, наполненный традициями и заботой о высоком. А по сути, это был разговор профессионалов о том, как сделать развитие культуры процессом целенаправленным, максимально общественно полезным и, безусловно, работающим на имидж региона. Причем губернатор, что называется, полностью — может быть, за исключением каких-то нюансов и деталей — был в теме.
Однако, по словам Василия Алексеевича, подобные встречи ему как главе региона нужны для актуализации осведомленности о проблемах культуры, для того чтобы предложения от участников этой встречи и недавно прошедшего заседания экспертного совета по развитию культуры села легли в основу подготовки планов работы и совершенствования отрасли на 2012 год.
Не упустить приоритеты
В диалоге деятелей культуры с главой исполнительной власти области не было разбора каких-то частностей и акцентирования мелких проблем. Разговор шел концептуальный: речь шла либо о поддержке уже существующих и широко известных за пределами региона проектов, либо о новациях, которые, по мнению собравшихся, надо как можно скорее воплотить в жизнь, чтобы не упустить в будущем принципиально важных для территории приоритетов.
Так, известные новосибирские художники Александр Шуриц и Сергей Мосиенко выразили свою озабоченность судьбой уникальной серии портретов выдающихся новосибирцев — ста работ, созданных членами Союза художников на протяжении почти десятилетия и не могущих сегодня, накануне празднования областью 75-летнего юбилея, найти себе хозяина, а также постоянного места для хранения и экспозиции. В выступлении президента фестиваля «Встречи в Сибири» кинорежиссера Эллы Давлетшиной тревога по поводу того, что все отснятые в течение многих и многих лет ее коллегами документальные материалы сегодня, как и сама студия кинохроники, Новосибирску уже не принадлежат, а известный альманах «Сибирь на экране» не выходит около двадцати лет, соединилась с обоснованной тревогой за профессию вообще. Несмотря на то, что потенциал новосибирских кинодокументалистов огромен, школа известна далеко за пределами России и существуют более чем реальные предпосылки создания в нашем городе художественного кинематографа.
Давлетшину поддержал ректор театрального института, художественный руководитель Городского драматического театра, автор двух художественных лент Сергей Афанасьев: столичному городу, которым общепризнанно является Новосибирск, необходимо иметь собственную киностудию. И точно так же, чтобы статус столичности был стопроцентным, по мнению Афанасьева, необходимо расширять театральное пространство мегаполиса: театров мало, и все они, что называется, сгрудились в центре…
Фестиваль как символ движения
Особым и самым, пожалуй, объемным блоком в беседе с губернатором стали многочисленные фестивальные проекты деятелей культуры. А это показательно и свидетельствует об огромном творческом потенциале новосибирского искусства, которое способно интегрировать и продвигать, благодаря своим достижениям и авторитету, целые художественные и социокультурные направления. Притом что традиции, количество и уровень существующих у нас фестивалей объективно высоки — начиная с филармонических, к примеру, «Классика и современность» или Sib Jazz Fest, Рождественского фестиваля искусств, Сибирского фестиваля балета, «Ново-Сибирского транзита» и многих других. Кстати, ни в одном из новых предложений не было и толики избыточности или прожектёрства: все это насущные требования творческой действительности Новосибирска, необходимости развития культурного пространства города, его включённости в общероссийские и общемировые художественные процессы.
Губернатору были представлены, как возможные, и фестиваль новой драмы, и создание открытой сценической площадки (типа столичного Центра имени Мейерхольда) для временных театральных формирований и штучных проектов, и Всероссийский фестиваль оперных спектаклей выпускников консерваторий, и музыкальный фестиваль регионов Сибири, и, к сожалению, не получивший с 2004 года продолжения Фестиваль новых музыкальных проектов России «Другие берега». По глубокому убеждению директора театра оперы и балета Бориса Мездрича, Новосибирск — третий после Москвы и Санкт-Петербурга по числу театральных посещений город — сегодня никак не может существовать без специализированных городских театральных касс и театрального журнала, пусть даже электронного. Свое жизненное и концертное пространство должно обрести в культурной столице и русское народное искусство, а также искусство других национальностей и народностей, живущих в регионе, считает директор Сибирского хора Екатерина Ковалева. Ее позицию разделяют художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Владимир Гусев и директор областного Дома народного творчества Людмила Жиганова.
«Спасибо за идеи!»
Губернатор уточнял, переспрашивал, иногда с ходу предлагал свое видение решения проблемы. Например, использование в качестве новых выставочных площадей строящееся здание Сибэкспоцентра. Первоочередными задачами назвал он ввод в эксплуатацию в 2012 году большого концертного зала филармонии и строительство нового здания театра музыкальной комедии. Что касается других проектов, предложил инициаторам облечь свой замысел в реалии — составить мастер-план, бизнес-план. Кстати, по ходу встречи Василий Алексеевич пригласил нескольких деятелей культуры для отдельной беседы. А прощаясь, сказал:
— Спасибо за идеи! Поскольку я привык отвечать за свои слова и взятые на себя обязательства, то попросил бы вас вместе с областным министерством культуры, взвесив все обстоятельства, оптимально точно выбрать приоритеты — что нам необходимо сделать сегодня, а с чем можно чуточку повременить. Ведь в основе правильных управленческих решений всегда точный расчет, а не пресловутая политическая воля…
ФАКТ
Согласно опросу, по телевизору 59 процентов россиян предпочитают смотреть старые советские фильмы, 56 процентов — новые российские, 29 процентов — американские.