Два десятилетия — это целая эпоха
2011 год — год 20-летия Государственной службы занятости населения России. За это время пройден большой путь становления системы. Вот основные вехи её развития.
1991 год
В этом году был принят Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который изменил правовые основы трудовых отношений, установив гражданам исключительное право свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Так появился рынок труда, который, как и любой социальный или экономический процесс, требовал от государства организации и управления. Кроме того, большинству наших граждан, вынужденно вступивших в рынок труда, требовались помощь и поддержка.
До этого времени вопросы занятости населения, включая проблемы женской безработицы, незанятости молодёжи, тоже решались. Но, начиная с последнего десятилетия ХХ века, работа по содействию в трудоустройстве граждан приняла масштабный, организованный, планомерный характер.
Для областной службы занятости это был год больших преобразований. На базе действующих в Новосибирской области областного центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, районных и городских бюро по трудоустройству населения был создан областной центр занятости населения. Городской центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения был преобразован в Новосибирский городской центр занятости населения с филиалами в районах города.
1992 — 2000 годы
Основное становление службы занятости шло в 1992 — 1994 годах. Без преувеличения, это были годы проверки на прочность: в связи с массовыми сокращениями людей на предприятиях и в организациях региона число обратившихся в службу занятости значительно возросло. Люди нуждались в поддержке и помощи в поиске работы.
Для улучшения качества оказания такой помощи в эти годы в регионе стартует ряд программ активной политики занятости населения.
Стоит отметить, что предприятия Новосибирской области активно участвовали в программах службы занятости.
Тем не менее в связи с отмечающимся ростом безработицы вакансии службы занятости были буквально нарасхват. Так, на первой общегородской ярмарке вакансий, состоявшейся в 1992 году, специалисты службы занятости зачитывали информацию об имеющихся предложениях о трудоустройстве вслух, а люди, быстро записав адреса работодателей, спешили на встречу с последними.
Особенно тяжелым в плане работы для службы занятости стал 1998 год. Тогда коэффициент напряженности на рынке труда достиг одного из своих максимальных значений за всю 20-летнюю историю службы занятости — 9,2. Для решения такой ситуации нужны были конкретные действия, мероприятия, механизмы по содействию занятости безработных и незанятого населения. И они были приняты.
В результате целенаправленных мер, таких как проведение ярмарок вакансий, сохранение и создание дополнительных рабочих мест, переобучение, повышение квалификации, поддержка развития предпринимательства, квотирование рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, и др., удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда. Уже в 1999 — 2000 годах коэффициент напряженности на рынке труда снизился до 1,4 и 0,8 соответственно.
В 1996 — 2000 годы специалисты службы занятости столкнулись также и с финансовыми трудностями — не хватало средств на выплату пособий, стипендий безработным гражданам. Нарастание финансового напряжения особенно ощущалось в городах и районах области, однако областной службе занятости удалось не допустить задолженности по выплатам пособий по безработице — возникшую финансовую проблему решали путём выдачи товаров в счет погашения задолженности по пособию. Возмещали пособие чем только можно: люстрами и одеждой, тушенкой и консервами, тетрадками и пластилином, чистящими средствами и посудой.
Своевременная выплата пособий, пусть даже в таком экзотическом виде, была очень важным стабилизирующим фактором, ведь в дотационных районах пособия были практически единственным средством поддержки незанятых граждан.
2001 — 2010 годы
В конце XX века рынок труда региона стабилизировался. А в первом десятилетии XXI века он становится максимально динамичным — откликается на малейшие изменения в экономике региона.
Служба занятости становится еще более открытой для населения. В эти годы отмечается широкое внедрение административных регламентов по всем направлениям деятельности. Их введение сделало процедуру получения услуг понятной и легкодоступной. Каждым регламентом был установлен пошаговый порядок получения услуги с указанием времени, отведенного на каждый этап ее получения. Также доступность услуг и удобство их получения для населения повысилось и за счет технического оснащения центров занятости. Сегодня каждый информационный зал центра занятости оснащен современными информационными киосками, имеющими справочно-поисковую систему вакансий, электронную очередь, видеоэкран. В целях повышения уровня доступности и комфортности оказываемых услуг приобретены и функционируют 13 мобильных центров занятости населения.
Проблемой этих лет стало сокращение численности трудоспособного населения вследствие сокращения рождаемости в начале 90-х. Решением стала активная работа по привлечению молодежи в реальный сектор экономики, по ее профессиональной ориентации и адаптации к трудовой деятельности, а также повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы в целом. Эти годы характеризуются активным развитием социального партнерства и внедрением новых программ по содействию занятости граждан.
Активное совершенствование системы не могло остаться незамеченным как среди ищущих работу, так и среди работодателей. Уже в 2007 году удалось снизить коэффициент напряженности до минимального показателя за 20-летнюю историю — 0,5. Одной из тенденций XXI века также стало увеличение числа вакансий, заявленных работодателями. Если еще в 1999 году число вакансий, заявленных работодателями не превышало 10 тысяч, то уже в 2001 году эта цифра увеличилась до 14 тысяч, в 2005 — до 24,5 тысячи, а уже в 2007 году отмечался самый высокий спрос на работников за всю 20-летнюю историю — по данным на конец года, работодателями было заявлено порядка 47 тысяч вакансий.
Удержать данные показатели в кризисные 2008 — 2009 годы было непросто. Но тем не менее оперативное реагирование на изменения в экономике позволило не допустить роста безработицы.
2011 год
Тот факт, что служба занятости существует уже 20 лет, подтверждает эффективность её работы. Комплекс различных услуг в области занятости населения, реальная помощь в трудоустройстве инвалидам, молодёжи, многодетным и одиноким родителям, просто безработным гражданам — вот что представляет собой сегодня Новосибирская областная служба занятости населения.
ЦИФРА
За прошедшие 20 лет:
— 1400 тысяч вакансий заявлено работодателями в центры занятости населения;
— 30 тысячам человек оказаны услуги по содействию в организации создания собственного дела. Почти шесть тысяч человек получили субсидию на организацию самостоятельной занятости.
— 65 тысячам безработных оказана индивидуальная психологическая поддержка.